г. Казань |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А12-29844/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области - Галицкой Е.Н. (доверенность от 18.02.2014),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2014 (судья Буланков А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Жаткина С.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-29844/2013
по исковому заявлению Администрации Волгограда к Главному управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Волгоградской области, Министерству Внутренних Дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, с участием третьих лиц: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, государственному учреждению "Управление строительства Главного Управления внутренних дел Волгоградской области" о взыскании суммы в порядке субсидиарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, к Главному управлению МВД РФ по Волгоградской области (далее - ГУ МВД по Волгоградской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Государственному учреждению "Управление строительства Главного Управления Внутренних дел Волгоградской области" (далее - ГУ "УСГ УВД Волгоградской области") Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Агентство по управлению имуществом) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Российской Федерации задолженности по договору N 151 от 19.04.1994 аренды земельного участка в размере 293 919 руб. 51 коп., в том числе, основного долга - 274 205 руб. 58 коп., пени - 19 713 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Задолженность в размере 293 919 руб. 51 коп. взыскана в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Российской Федерации. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области) просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе во взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств Российской Федерации в пользу Администрации Волгограда задолженность в порядке субсидиарной ответственности в размере 293 919 руб. 51 коп.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.05.2011 по делу N А12-5089/2011, вступившим в законную силу, с ГУ "УСГУ УВД Волгоградской области" в пользу Администрации Волгограда взыскана задолженность по договору N 151 от 19.04.1994 аренды земельного участка в размере 293 919 руб. 51 коп., в том числе 274 205 руб. 58 коп. основного долга, 19 713 руб. 93 коп. пени.
На основании указанного судебного акта судом выдан исполнительный лист от 03.08.2011, который был направлен взыскателем в Управление Федерального казначейства по Волгоградской области для исполнения, однако, ввиду того, что лицевые счета учреждения закрыты, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.
Неисполнение Государственным учреждением обязательств по договору аренды, в связи с отсутствием денежных средств у Государственного учреждения (что подтверждается письмом УФК по Волгоградской области N 29-10-17/17-4743 от 18.09.2013), Администрация обратилась в суд с иском о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с нормами действующего законодательства, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент выдачи исполнительного листа, предусматривалась субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения при недостаточности денежных средств у учреждения.
Пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Судебными инстанциями установлено, что имущество Государственного учреждения находится у него в оперативном управлении и является федеральной собственностью. Государственное учреждение находится в ведомственном подчинении Управления внутренних дел по Волгоградской области, которое является его учредителем.
Распоряжением ТУ Росимущества в Волгоградской области от 17.06.2011 N 327-р федеральное недвижимое имущество было изъято из оперативного управления и принято в государственную казну Российской Федерации.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что поскольку финансовым органом и исполнителем бюджета Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, то взыскание должно производиться за счет средств Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, а не с иных лиц.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом были безосновательно взысканы денежные средства с Министерства финансов Российской Федерации, поскольку ГУ "УСГ УВД Волгоградской области" не является подведомственным Министерству финансов Российской Федерации учреждением, а также о том, что спорные правоотношения возникли после 01.01.2011 и к ним не применимы положения абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции, со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 по делу N 7463/12, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А12-29844/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
...
Доводы кассационной жалобы о том, что судом были безосновательно взысканы денежные средства с Министерства финансов Российской Федерации, поскольку ГУ "УСГ УВД Волгоградской области" не является подведомственным Министерству финансов Российской Федерации учреждением, а также о том, что спорные правоотношения возникли после 01.01.2011 и к ним не применимы положения абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции, со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 по делу N 7463/12, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2014 г. N Ф06-16621/13 по делу N А12-29844/2013