г. Казань |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А55-19025/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Уют-2", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Демина Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А55-19025/2013
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарагорэнергосбыт", г. Самара (ИНН 6316138990, ОГРН 1086316010373) к товариществу собственников жилья "Уют-2", г. Самара (ИНН 6319072988, ОГРН 1036300903770) о взыскании 1 462 745 руб. 94 коп. задолженности по оплате безучетно потребленной электроэнергии, с участием третьего лица: закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - ЗАО "Самарагорэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Уют-2" (далее - ТСЖ "Уют-2", ответчик) о взыскании 1 462 745 руб. 94 коп. стоимости безучетно потребленной электрической энергии за период с 26.05.2011 по 31.10.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "Уют-2" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, исключить из мотивировочных частей судебных актов выводы об установлении факта нарушения ответчиком правил учета и искажения данных о фактическом объеме потребления, ссылаясь на отсутствие какого-либо вмешательства на работу прибора учета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, взаимоотношения сторон обусловлены заключенным между ними договором энергоснабжения от 08.06.2006 N 9451 (далее - договор), по условиям которого ЗАО "Самарагорэнергосбыт" (энергоснабжающая организация) обязуется подавать ТСЖ "Уют-2" (абоненту) через присоединенную сеть электрическую энергию и мощность (установленную или разрешенную к применению), равную 490 кВт, а абонент обязуется принять и оплатить потребленную электрическую энергию и договорную величину мощности, а также соблюдать предусмотренный режим их потребления в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 1.3 договора, приложению пункта 7.1 к нему учет потребления осуществляется по приборам учета, указанным в Ведомости данных по учету электроэнергии потребителя (с учетом последующих изменений).
Абонент обязан до 1-го числа представлять в энергоснабжающую организацию в письменном виде сведения о фактическом потреблении электроэнергии по показаниям расчетных приборов учета на последний день месяца (пункт 3.1.3 договора).
Согласно пункту 3.1.4 договора абонент обязан сообщать в энергоснабжающую организацию о всех нарушениях схемы учета и неисправности в работе расчетных приборов учета. При нарушении учета по вине абонента или самовольном присоединении мощности, расчет за израсходованную электрическую энергию производится энергоснабжающей организацией по разрешенной мощности электроприемников и числу работы абонента по тарифам, действующим в момент выявления нарушения.
В обоснование исковых требований истец указал, что при проведении проверки потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами ответчика, установленными по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, 53 (секции В, Г, Д), было выявлено безучетное потребление электроэнергии, при этом результаты проверки зафиксированы в актах о неучтенном потреблении электрической энергии от 22.11.2011 N 002070 (5-1286), от 16.11.2011 N 102553 (5-1263), от 16.11.2011 N 102554 (5-1264), от 16.11.2011 N 102545 (5-1267).
Согласно расчету истца стоимость безучетно потребленной электроэнергии составляет 1 462 745 руб. за период с 26.05.2011 по 31.10.2011.
Поскольку ответчик не оплатил стоимость безучетной потребленной электрической энергии, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на то, что вмешательства с прибор учета не было, нарушение пломб на трансформаторе тока не ведет к искажению данных о фактическом объеме потребления.
Отказывая в удовлетворении иска, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях прибора учета энергии.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета установленным требованиям.
Таким образом, исходя из положений приведенных норм права и условий договора электроснабжения, на ответчике лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния приборов учета электрической энергии, соблюдению сроков их периодической поверки, извещению гарантирующего поставщика и сетевой организации о неисправности приборов учета.
В соответствии с пунктом 79 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), действовавших в спорном периоде, под безучетным потреблением электроэнергии понимается потребление электроэнергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и данными Правилами порядка учета электрической энергии со стороны покупателя, выразившееся во вмешательстве в работу соответствующего прибора учета или несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на покупателя, а также в иных действиях покупателя, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.
Согласно пункту 151 Правил N 530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В силу пункта 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
Стоимость выявленного объема безучетного потребления электроэнергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (абзац 2 пункта 156 Правил N 530).
Истцом в материалы дела представлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 16.11.2011 N 102554 5-1264, N 102553 5-1263, N 102545 5-1267, акт обследования от 22.11.2011 N 002070 5-1286, подписанные председателем правления ТСЖ "Уют-2" Бровченко С.В.
Нарушения устранены ответчиком, что подтверждается накладной к наряду N 156948/20921 к договору от 25.01.2012 N 09451.
Поскольку проведенной проверкой был установлен факт нарушения правил учета и искажения данных о фактическом объеме потребления электрической энергии, объем потребления за период с 26.05.2011 по 31.10.2011 рассчитан истцом исходя из безучетного потребления.
В то же время судами сделан правильный вывод, что представленный истцом расчет противоречит пунктам 145, 147 Правил N 530.
Согласно пункту 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу абзаца 3 пункта 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Ответчик в данном случае является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электрическую энергию у истца для предоставления коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома, т.е. к нему применимы вышеуказанные положения.
Согласно положениям статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 19 Правил).
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Требования о безучетном или бездоговорном потреблении, рассчитываемые на основании положений пунктов 155, 156 Правил N 530, в силу пункта 92 Правил N 530, положения раздела XII указанных Правил подлежат применению к исполнителю коммунальных услуг только в случае, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, правовое регулирование правоотношений по поставке коммунальных ресурсов допускает учет фактического потребления энергии только одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента непосредственно на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и применения установленного тарифа, на соответствующий вид коммунальных ресурсов.
Применение иного способа учета фактического потребления энергии многоквартирными домами, в том числе по пунктам 155, 156 Правил N 530, прямо противоречит вышеуказанной специальной норме жилищного законодательства, подлежащей прямому применению в спорных правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008 определена правовая позиция о методе определения количества приобретаемой для предоставления коммунальной услуги при отсутствии прибора учета, предусматривающая применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В нарушении статьи 65 АПК РФ истцом не представлен суду расчет стоимости объема безучетно потребленной электроэнергии исходя из нормативов потребления, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебные акты по существу спора сторонами не оспариваются.
Доводы жалобы ответчика в части исключения из мотивировочной части решения вывода об установлении факта нарушения правил учета и искажения данных о фактическом объеме потребления, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Как отмечено судами, представленные в материалы дела акты о неучтенном потреблении электрической энергии подтверждают факт нарушения правил учета и искажения данных о фактическом объеме потребления.
Доводы ответчика о том, что изменения в акты были внесены после их составления и подписания Бровченко С.В., являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, поскольку, как установлено судами, пломбы-наклейки действительно имели повреждения, что не оспаривалось и свидетелем Бровченко В.Г. в его показаниях. Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А55-19025/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
...
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008 определена правовая позиция о методе определения количества приобретаемой для предоставления коммунальной услуги при отсутствии прибора учета, предусматривающая применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2014 г. N Ф06-15970/13 по делу N А55-19025/2013