г. Казань |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А57-23233/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альянс С" - Прошкиной Т.В., доверенность от 09.12.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2014 (судья Кулапов Д.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Каплин С.Ю., Цуцкова М.Г.) по делу N А57-23233/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс С", г. Балаково, заинтересованные лица: администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, муниципальное унитарное предприятие Балаковского муниципального района "Официна", г. Балаково, о признании недействительным постановления N 4010 от 14.10.2013,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс С" (далее - ООО "Альянс С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) N 4010 от 14.10.2013 об организации деятельности универсальной ярмарки на территории Балаковского муниципального района.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 26.03.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие Балаковского муниципального района "Официна".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы администрация ссылается на нарушение судами норм материального права, полагает, что все установленные законодательством требования для проведения ярмарок были соблюдены.
Общество представило в суд кассационной инстанции отзыв на жалобу администрации, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 1 419 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Ленина, д. 91 (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АГ N 491833 от 28.03.2012 - л.д.29, т.1). Указанное помещение общество использует для размещения торгового комплекса.
14.10.2013 администрацией принято оспариваемое постановление N 4010 "Об организации деятельности универсальной ярмарки на территории Балаковского муниципального района", в соответствии с которым по адресу: г. Балаково, на пересечении улиц Ленина и Факел Социализма в районе дома N 91 по ул. Ленина, организована универсальная ярмарка.
ООО "Альянс С", указав, что вышеуказанное постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу о несоблюдении администрацией требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), постановления Правительства Саратовской области от 01.06.2010 N 195-П "Об утверждении Положения об организации ярмарок и продажи товаров на ни на территории Саратовской области" (далее - постановление Правительства Саратовской области N 195-П), правил пожарной безопасности при организации ярмарки, нарушении прав и охраняемых законом интересов общества оспариваемым постановлением, суды двух инстанций удовлетворили заявленные требования, признав недействительным рассматриваемое постановление администрации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает данные выводы судов законными и обоснованными в силу следующего.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российский Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российский Федерации и субъектов Российский Федерации.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, статьей 98 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" закреплено требование об исправном содержании дорог, проездов и подъездов в любое время года к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам и обеспечении доступа и свободного проезда пожарно-спасательной техники.
Кроме того, пункт 7 постановления Правительства Саратовской области N 195-П предусматривает обязанность организатора ярмарки в период ее подготовки и проведения обеспечить соблюдение участниками ярмарки санитарного законодательства, правил пожарной безопасности.
Судами исследованы представленные фото- и видеоматериалы, из которых усматривается, что торговые палатки ярмарки затрудняют проезд к нежилому помещению торгового комплекса "Альянс С", в том числе и специального транспорта, пожарных машин, машин "Скорой помощи".
Кроме того, по имеющимся в материалах дела фото- и видеоматериалам в нарушение санитарных норм не усматривается наличие метрологического оборудования, оборудования контейнерной площадки для мусора, общественного туалета и рукомойников.
Администрацией, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод администрации о том, что судами неправомерно приняты во внимание фотографии ярмарки, сделанные без присутствия представителей администрации, из которых усматривается нахождение торговых палаток вблизи торгового комплекса заявителя, суд отклоняет, так как ввиду отсутствия разработанной и утвержденной схемы размещения участников ярмарки, расположение торговых объектов не является постоянным и не может быть проконтролировано заявителем либо организатором ярмарки, в связи с чем отсутствие соответствующих торговых объектов на момент проведения совместной с администрацией съемки не свидетельствует об их отсутствии в течение всего времени работы ярмарки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ, пунктом 6 Положения об организации ярмарок орган местного самоуправления, являющийся организатором ярмарки, утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, в котором определяет специализацию ярмарки, определяет режим работы ярмарки, утверждает схему размещения участников ярмарки, определяет порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и размер их оплаты.
Однако, несмотря на доводы администрации о наличии утвержденного плана, в материалы дела вышеуказанный план мероприятий по организации ярмарки представлен не был, в связи с чем указанный довод кассационной коллегией отклоняется.
Судами установлено, что около входа в торговый комплекс "Альянс С" установлены металлические и иные торговые палатки, которые препятствуют доступу к 14-этажному зданию с расположенным на 1 этаже торговым комплексом, принадлежащим заявителю на праве собственности.
Кроме того, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ввиду отсутствия контроля за деятельностью торговцев, торговые палатки около входа в торговый центр имеют непостоянный характер нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельность.
В связи с вышеизложенным, оспариваемое постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 4010 от 14.10.2013 по организации деятельности универсальной ярмарки суды верно признали недействительным.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права. Данных, опровергающих изложенные в судебных актах выводы, заявителем жалобы не приведено. Доводы кассационной жалобы не содержат оснований к отмене обжалуемых решения и постановления, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу N А57-23233/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, статьей 98 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" закреплено требование об исправном содержании дорог, проездов и подъездов в любое время года к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам и обеспечении доступа и свободного проезда пожарно-спасательной техники.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ, пунктом 6 Положения об организации ярмарок орган местного самоуправления, являющийся организатором ярмарки, утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, в котором определяет специализацию ярмарки, определяет режим работы ярмарки, утверждает схему размещения участников ярмарки, определяет порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и размер их оплаты."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 ноября 2014 г. N Ф06-16077/13 по делу N А57-23233/2013