г. Казань |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А65-729/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Александрова В.В.,
при участии представителей:
истца - Кузьмина Г.М. (паспорт),
ответчика, третьего лица муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Рачковой-Чукиной Т.С. (доверенность от 11.09.2014),
в отсутствие:
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2014 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Балашева В.Т., Буртасова О.И.)
по делу N А65-729/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Национально-торгово-строительная корпорация "Держава" к муниципальному образованию города Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан о взыскании 943 855 руб. 95 коп. причиненных убытков в результате принятия незаконного решения, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципальное учреждение "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Национально-торгово-строительная корпорация "Держава" (далее - ООО "Национально-торгово-строительная корпорация "Держава", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик) о взыскании за счет казны муниципального образования город Казань убытков в сумме 943 855 руб. 95 коп., понесенных в результате принятия незаконного решения об отказе в выкупе арендованных нежилых помещений.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2014 с согласия истца на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", на надлежащего - муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан (далее - Исполком, ответчик).
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и муниципальное учреждение "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее Финансовое управление, 2-е третье лицо).
Истец уменьшил размер исковых требований и просил взыскать убытки в сумме 877 203 руб. 40 коп., понесенные в результате внесения арендной платы по договору аренды нежилых помещений за период с 12.05.2012 по 18.07.2013.
Заявление об уменьшении размера исковых требований принято судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.03.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 исковые требования удовлетворены.
С муниципального образования город Казань в лице Исполкома в пользу ООО "НТСК "Держава" взыскано 877 203 руб. 40 коп. убытков и 20 332 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Комитет земельных и имущественных отношений просит судебные акты отменить, считая недоказанным факт причинения истцу убытков, ввиду использования последним названных помещений до приобретения их в собственность.
В судебном заседании представитель кассатора поддержал доводы жалобы.
Представитель истца возразил против удовлетворения жалобы, считая состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив собранные по делу материалы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов. Как следует из материалов дела, письмом от 03.04.2012 комитетом отказано истцу в выкупе на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" арендованного помещения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2012 по делу N А65-21096/2012, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.02.2013 и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 23.05.2013 отказ Комитета в реализации истцом преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, выраженный в письме N 7841 от 03.04.2012 на обращение истца N 16 от 12.03.2012 признан незаконным. Решение вступило в законную силу. Комитетом и истцом 18.07.2013 заключен договор купли-продажи арендованных истцом помещений, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Р.Зорге, 101.
Право собственности истца на указанные помещения зарегистрировано 05.09.2013.
Между тем, за период с 12.05.2012 по 18.07.2013 истцом уплачена арендная плата на общую сумму 943 855 руб. 95 коп.
Суды обоих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что внесенные платежи на сумму 877 203 руб. 40 коп. образуют для истца убытки, так как в случае своевременного заключения договора купли-продажи, последний приобрел бы право собственности на помещения, что исключало обязанность по несению арендной платы.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 9 Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комитет обязан был совершить следующие действия: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого недвижимого имущества в двухмесячный срок с момента получения заявления истца, 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, в соответствии с договором на оказание услуг по определению рыночной стоимости объекта муниципального нежилого фонда, арендуемого предпринимателем, 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Принимая во внимание сроки, установленные указанной нормой Федерального закона, а также учитывая дату обращения истца с заявлением о выкупе арендованного имущества, суд обоснованно взыскал с ответчика убытки в указанном размере.
Приведенный довод кассационной жалобы являлся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно признан несостоятельным.
Довод Комитета о том, что решение принято о правах лица, не привлеченного к участию в деле - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, как администратора доходов от арендных платежей, также правомерно признан необоснованным, поскольку истцом заявлено требование о взыскании убытков в виде арендной платы, уплаченной за пользование нежилым помещением, являющимся муниципальной собственностью города Казани, но не земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 по делу N А65-729/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 9 Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комитет обязан был совершить следующие действия: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого недвижимого имущества в двухмесячный срок с момента получения заявления истца, 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, в соответствии с договором на оказание услуг по определению рыночной стоимости объекта муниципального нежилого фонда, арендуемого предпринимателем, 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2014 г. N Ф06-16142/13 по делу N А65-729/2014