Согласно п.14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения организациями учитываются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.10.1999 N 14-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации принятые подзаконные акты. Как в настоящее время для целей налогообложения учитываются штрафы, пени и неустойки: по мере их начисления и признания или по мере получения?
Минфин России (по согласованию с Минэкономразвития России, МНС России, Банком России и Минюстом России) согласно поручению Правительства РФ от 26.08.2000 N КА-П13-24010 рассмотрел вопрос о принятии для целей налогообложения сумм штрафов, пеней и неустоек за невыполнение договорных отношений организациями и довел до сведения Правительства РФ в письме от 20.12.2000 N 01-02-01/04-4893 следующее.
В соответствии с частью второй ст.87 Федерального Конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" неконституционной является основанием для отмены в установленном порядке других норм, которые, исходя из их места в системе действующих правовых актов, имеют тот же неконституционный смысл. Такие нормы не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Требование Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П распространяется на норму в части отнесения к расходам и потерям банков-должников присужденных или признанных ими сумм штрафов, пеней и других санкций (п.58 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490).
Действующий порядок по организациям, за исключением кредитных организаций, предусматривает в состав внереализационных доходов и расходов включать присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков на дату их признания, тем более что указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации не содержит прямого указания федеральным органам исполнительной власти о принятии правовых актов.
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
Т.Н. Соколова
1 октября 2001 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1