г. Казань |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А55-177/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Шадрина О.Е.)
по делуА55-177/2014
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ИНН 6315800869, ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис", г. Самара (ИНН 6323094409, ОГРН 1066320205071) о взыскании 10 119 811 руб. 13 коп. неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (далее - ООО "Бизнес-Сервис", ответчик) о взыскании 10 119 811 руб. 13 коп. неосновательного обогащения.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником объекта незавершенного строительства готовностью 9%, использует земельный участок площадью 2400 кв.м, кадастровый номер 63:01:06 14001:0003, расположенным по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Автобусный проезд, занятый этой недвижимостью, без осуществления платы в период с 12.01.2007 по 31.10.2011 и оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Решением от 12.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014, Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал 1 795 808 руб. 22 коп. арендной платы, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую сумму исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения, в остальной части иска - отказал.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582) Правила не могут применяться к отношениям аренды земель, находящихся в муниципальной собственности; расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое решением Самарского областного суда от 09.02.2011 признано не противоречащим федеральному закону.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил, что к ответчику как к приобретателю объекта недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на них перешло право пользования соответствующей частью земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимого для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего собственника, а также обязанность по уплате арендных платежей по действующему договору аренды земельного участка от 19.02.2003 N 013020з, заключенному между прежним собственником и Комитетом по управлению имуществом города Самары.
При этом суд, руководствуясь статьями 22, 65 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации N 582, правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, установил, что земельный участок предоставлялся ответчику в аренду под проектирование и строительства многоэтажной закрытой стоянки автомашин, офисных помещений, станции технического обслуживания автомобилей, автомобильной мойки замкнутого цикла и салона по продаже автомашин с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, и рассчитал арендную плату в спорный период исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости земельного участка в год с последовательным переумножением индексов прогнозируемого уровня инфляции и за период с 12.01.2007 по 31.10.2013, размер которой составил 5 687 271 руб. 02 коп.
Руководствуясь статьями 199, 200 ГК РФ, суд на основании заявления ответчика применил исковую давность по требованию о взыскании неосновательного обогащения за период с 12.01.2007 по 26.12.2010, взыскав арендную плату за период с 27.12.2010 по 31.10.2013 в размере 1 795 808 руб. 22 коп., а также присудил проценты по ставке рефинансирования Банка России на указанную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения на основании пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта".
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Вводного закона к ЗК РФ отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно абзацу 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Поэтому доводы кассационной жалобы Министерства строительства Самарской области отклоняются судом кассационной инстанции как незаконные.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А55-177/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2014 г. N Ф06-17068/13 по делу N А55-177/2014