г. Казань |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А65-3283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
третьего лица - Строкова Александра Петровича, паспорт,
в отсутствии:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Строкова Александра Петровича, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2014 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-3283/2014
по заявлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Сираевой Илюсе Даниковне, г. Набережные Челны, Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны, о признании недействительным постановления от 04 декабря 2006 года N 1400, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 25 декабря 2006 года N 319/06-н,
третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество", г. Елабуга, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Строков Александр Петрович, г. Набережные Челны,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком), Совету Тукаевского муниципального района (далее - совет), гр.Сираевой Илюсе Даниковне, Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны (далее - исполком) о признании недействительным постановление Главы Тукаевского муниципального района от 04.12.2006 N 1400, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 25.12.2006 N 319/06-н.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2014, 26.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество", Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Строков Александр Петрович.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2014, 21.04.2014 в качестве соответчиков привлечены: Сираева Илюса Даниковна, Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014, требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным постановление Главы Тукаевского муниципального района от 04.12.2006 N 1400 в связи с несоответствием земельному, лесному законодательству Российской Федерации и прекратил производство по делу в остальной части заявленных требований на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Строков Александр Петрович, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 20.11.2014 на 13:45.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Главой Тукаевского муниципального района принято постановление от 04.12.2006 N 1400 "О предоставлении земельного участка в аренду", которым Сираевой Илюсе Даниковне предоставлен земельный участок площадью 3000 кв. м с кадастровым номером 16:39:102201:0057, из категории земель: земли поселений, с разрешенным использованием: личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: Тукаевский муниципальный район, микрорайон 67А, в аренду сроком на сорок девять лет.
Согласно правоустанавливающим документам и выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр), права и обязанности по данному земельному участку переданы Строкову А.П. по договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайм) от 14.02.2007.
На основании кадастрового плана данного земельного участка в реестр внесены изменения кадастрового номера земельного участка и присвоен кадастровый номер 16:52:060407:8.
Управлением Росреестра по Республике Татарстан подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 16:52:060407:8 (ранее присвоенный номер 16:39:102201:0057) находится в аренде у Строкова Александра Петровича на основании: договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайм) от 14.02.2007, дополнительного соглашения от 14.05.2009 к договору аренды земельного участка от 25.12.2006 N 319/06-н.
В связи с изменением границ муниципальных образований, данный земельный участок передан в состав муниципального образования г. Набережные Челны.
Полагая, что указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации, считая нарушенными права и законные интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1). Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4).
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О сформулирована правовая позиция, согласно которой само по себе установление в законе сроков обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, ходатайство подлежит удовлетворению судом. При этом отсутствие причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Оспариваемый ненормативный правовой акт принят ответчиком 04.12.2006, в то время как заявитель с заявлением в суд о признании их недействительным обратился 12.02.2014, то есть за пределами трехмесячного срока со дня его принятия.
Вместе с тем, судами установлено, что заявителю о наличии оспариваемого ненормативного правового акта и о нарушении прав собственности Российской Федерации этим актом стало известно только 18.11.2013, из письма прокуратуры Тукаевского района.
Суды двух инстанций сделали вывод о том, что заявителем срок обращения в суд с рассматриваемым заявлением не пропущен, поскольку он обратился в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о наличии оспариваемого акта и нарушении прав и законных интересов.
Суду кассационной инстанции не предоставлено право в указанной части переоценивать данный вывод суда.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства.
Лесной кодекс Российской Федерации различает защитные леса, эксплуатационные и резервные леса. Защитные леса подлежат сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статье 102 Лесного Кодекса Российской Федерации лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.
Судами двух инстанции в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:060407:8 входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:1459, квартал 119 выдел 3, который является землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством от 14.03.2012 серии 16-АК N 402380.
Согласно межевому плану от 18.03.2013 на земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:1459, в результате кадастровых работ уточнено местоположение границы и площадь земельного участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Изложенные обстоятельства подтверждают наложение земельного участка с кадастровым номером 16:39:060407:8 на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили доказательств перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Принадлежность спорного участка к составу земель лесного фонда Российской Федерации подтверждается данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" 1971, 1981, 1991, 2001 годов.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки, куда входит спорный земельный участок, зарегистрировано в установленном порядке и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
В силу части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате перевода спорных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов происходит по воле и в интересах Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района в отсутствии согласия самого собственника - Российской Федерации.
Оставляя судебные акты в силе, суд кассационной инстанции учитывает аналогичную позицию Арбитражного Суда Поволжского округа по делу А65-12721/2013, А65-8259/2013.
В кассационной жалобе доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу N А65-3283/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства.
Лесной кодекс Российской Федерации различает защитные леса, эксплуатационные и резервные леса. Защитные леса подлежат сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статье 102 Лесного Кодекса Российской Федерации лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.
...
В силу части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2014 г. N Ф06-16898/13 по делу N А65-3283/2014
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16898/13
24.11.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-3283/14
01.09.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11964/14
23.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-3283/14