г. Казань |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А12-2097/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гатауллиной Л.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Кукочкиной В.В. (доверенность от 21.02.2014),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2014 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-2097/2014
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Волгоградской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", г. Волгоград (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) об оспаривании постановлений Астраханской таможни (ИНН 3017003414, ОГРН 1033001700159) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице УФПС Волгоградской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", г. Волгоград (далее - заявитель, ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями об оспаривании постановлений Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-577/2013 - 10311000-585/2013 и от 23.01.2014 N 10311000-616/2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2014 дела N А12-2097/2014, А12-2099/2014, А12-2100/2014, А12-2101/2014, А12-2102/2014, А12-2111/2014, А12-2112/2014, А12-2114/2014, А12-2115/2014, А12-2118/2014 объединены в одно производство с присвоением делу единого статистического номера N А12-2097/2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, требования ФГУП "Почта России" удовлетворены частично. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-586/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-585/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-584/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-583/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-582/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-581/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-580/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-579/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-578/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 21.01.2014 N 10311000-577/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб. Постановление Астраханской таможни от 23.01.2014 N 10311000-616/2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ изменено в части назначения административного наказания, административное наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 80 000 руб.
В кассационной жалобе Астраханская таможня с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом таможенный орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку отсутствуют основания для снижения штрафа ниже санкции, установленной КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель возражает против доводов Астраханской таможни и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, сотрудники ФГУП "Почта России" осуществляли выдачу международных почтовых отправлений (далее - МПО) без разрешения таможенного органа при наличии на МПО соответствующих отметок Московской таможни о необходимости таможенного оформления.
Так, 19.08.2013 таможенным постом "Международный почтамт" Московской таможни на Михайловский таможенный пост Астраханской таможни отправлено уведомление о направлении МПО N СУ 018172010 С2 товара, прибывшего из Чехии. Данное МПО подлежит таможенному оформлению в таможне для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Астраханской таможней 22.10.2013 была выявлена выдача отделением почтовой связи (далее - ОПС) N 1 Ольховка Иловлинского почтамта УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России" без разрешения таможенного органа МПО, прибывших в адрес физического лица по процедуре внутреннего таможенного транзита из Чехии. Всего было выдано десять МПО в период с июня по октябрь.
Кроме того 20.11.2013 Астраханской таможней была выявлена выдача ОПС Быково 2 Николаевского почтамта УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России" без разрешения таможенного органа МПО, прибывшего в адрес физического лица по процедуре внутреннего таможенного транзита из Греции.
В результате таможенный орган пришел к выводу о нарушении ФГУП "Почта России" требований статьи 312 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в связи с чем были составлены протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Постановлениями от 21.01.2014 N 10311000-585/2013; от 21.01.2014 N 10311000-584/2013; от 21.01.2014 N 10311000-583/2013; от 21.01.2014 N 10311000-582/2013; от 21.01.2014 N 10311000-581/2013; от 21.01.2014 N 10311000-579/2013; от 21.01.2014 N 10311000-578/2013, от 21.01.2014 N 10311000-579/2013, от 23.01.2014 N 10311000-616/2013 ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 310 000 руб. по каждому постановлению.
Заявитель оспорил вынесенные в отношении него постановления в судебном порядке.
Судебные инстанции, установив в действиях ФГУП "Почта России" факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и вину предприятия в его совершении, на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П изменили оспариваемые постановления таможенного органа в части размера административного штрафа и назначили заявителю в качестве административного наказания административный штраф в размере 80 000 рублей по каждому оспариваемому постановлению.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 2, 3 постановления от 25.02.2014 N 4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Поскольку административный штраф, как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Судами при изменении суммы административного штрафа правомерно учтены особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица как унитарного предприятия, а также его постделиктное поведение, в том числе попытка добровольного устранения негативных последствий административного правонарушения.
Назначенное судами административное наказание в общей сумме административного штрафа 880 000 руб. в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А12-2097/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф06-16406/13 по делу N А12-2097/2014