г. Казань |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А57-14391/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Суругина Д.Н., доверенность от 27.12.2013,
ответчика - Колгановой О.С., доверенность от 09.10.2013, Дорошенко Л.В., доверенность от 18.06.2014, Касимцевой К.И., доверенность от 13.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "РН Холдинг"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2014 (судья Пермякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-14391/2013
по заявлению открытого акционерного общества "РН Холдинг" к Саратовской таможне, г. Саратов, о признании незаконными действий Саратовской таможни, выразившихся в возврате открытому акционерному обществу "РН Холдинг" поданного им заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 16 205 116,85 руб., об обязании Саратовской таможни возвратить открытому акционерному обществу "РН Холдинг" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 16 205 116,85 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "РН Холдинг" (далее - ОАО "РН Холдинг", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Саратовской таможни (далее - таможенный орган, ответчик), выразившихся в возврате ОАО "ТНК-ВР Холдинг" поданного им заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 16 205 116,85 руб. и об обязании Саратовской таможни возвратить ОАО "РН Холдинг" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 16 205 116,85 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2014 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и объяснениях по делу.
Представители таможенного органа в судебном заседании отклонили кассационную жалобу и объяснения по делу по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 18.11.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 25.11.2014, по окончании которого судебное заседание было продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, объяснения по делу и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и таможенного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела в феврале-марте 2010 года ОАО "ТНК-ВР Холдинг" произвело декларирование в Саратовской таможне путем подачи временных грузовых таможенных деклараций (далее - ВГТД) на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов, рассчитав сумму, подлежащих уплате таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД.
В период с мая 2010 года по июнь 2010 года по результатам фактических экспортных поставок общество представило в таможню полные грузовые таможенные декларации (далее - ПГТД).
При подаче ПГТД для расчета сумм подлежащих уплате пошлин общество применило курс иностранной валюты на день принятия ПГТД.
Впоследствии, посчитав, что при расчете сумм таможенной пошлины, подлежащей уплате, следует применять курс иностранной валюты, установленный на день принятия ВГТД, общество обратилось в Саратовскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы пошлины в размере 16 205 116,85 рублей.
Саратовская таможня письмом от 14.05.2013 N 03-01-32/5833 сообщила ОАО "ТНК-ВР Холдинг", что заявление оставлено без рассмотрения, так как форма заявления о возврате денежных средств не соответствует форме заявления, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 в редакции Приказа ФТС России от 02.05.2012 N 831.
Не согласившись с действиями таможни, общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, указали нижеследующее.
Суд первой инстанции посчитал, что таможенный орган не мог рассмотреть заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку форма заявления о возврате денежных средств не соответствует форме заявления, утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.10.2010 N 2520 (приложение 2) в редакции Приказа ФТС России от 02.05.2012 N 831 (зарегистрировано в Минюсте России от 15.02.2011 N 2520) и было возвращено без рассмотрения в установленный законом срок. При этом суд первой инстанции посчитал пропущенным срок на обращение с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, поскольку с даты фактического пересечения границы товарами прошло более трех лет.
Суд апелляционной инстанции вышеназванные выводы суда первой инстанции поддержал. Кроме того указал, что у общества не имеется переплаты как таковой, поскольку таможенные платежи рассчитаны в соответствии со статьей 326, п. 4, 5 и 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, положения которых связывают обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, день их уплаты, а также применение ставки вывозной пошлины именно с подачей временной декларации, а доплата либо возврат таможенных пошлин производится исключительно при изменении либо уточнении сведений.
Также суд апелляционной инстанции указал, что решение о внесении изменений в спорные ДТ не могли быть приняты таможенным органом по причине пропуска обществом срока на внесение изменений и, следовательно, заявление о возврате и внесении изменений не могло быть рассмотрено таможенным органом.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно статье 78 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 326 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Согласно пункту 1 статьи 166 ТК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 213 ТК ТС одним из обязательных условий для помещения товаров под таможенный режим (таможенную процедуру) экспорта выступает уплата вывозных таможенных пошлин.
При этом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ, при вывозе товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
С учетом положений пункта 1 статьи 80, пункта 4 статьи 188, пунктами 1 и 3 статьи 214 ТК ТС установлены аналогичные требования - обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации; вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ (действующего в период декларирования товаров и их перемещения через таможенную границу РФ) при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 данного Кодекса.
Согласно статье 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение заявленного декларантом периода поставки, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации (пункт 5 статьи 138 ТК РФ). Там же указано, что ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.
Согласно пункту 6 статьи 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 данной статьи, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 данной статьи, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 данной статьи, осуществляется в соответствии со статьей 355 данного Кодекса.
В силу статьи 60 ТК РФ при вывозе товара, таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 3 статьи 174 ТК ТС: помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных данным Кодексом, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как ВГТД, так и ПГТД производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. При этом ПГТД носит уточняющий характер по отношению к ранее поданной ВГТД.
Следовательно, дата, по состоянию на которую подлежит применению курс иностранной валюты, привязана к дате подачи и принятия таможенным органом ВГТД, в соответствии с которой получено разрешение на перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.
При этом, подпункт 6 статьи 138 ТК РФ предусматривает возможность пересчета суммы вывозных таможенных пошлин только в случае уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 ТК РФ (количество товара, стоимость товара), и (или) изменения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 статьи 138 ТК РФ (ставка применяется на дату фактического вывоза товара).
Поскольку обменный курс валюты известен декларанту на дату подачи ВГТД, а его изменение на дату подачи ПГТД по сравнению с датой подачи ВГТД не поименовано в пункте 6 статьи 138 ТК РФ, он не подлежит уточнению при подаче ПГТД.
Таким образом, применение обменного курса ставки вывозной таможенной пошлины при использовании процедуры временного периодического декларирования положения пунктов 5, 6 статьи 138, подпункта 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ, пункта 1 статьи 80, пункта 4 статьи 188, пунктов 1 и 3 статьи 214 ТК ТС связывают исключительно с ВГТД.
Следовательно, в случае использования декларантом процедуры временного периодического декларирования товаров, при подаче полной грузовой таможенной декларации после фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации для целей исчисления таможенных платежей применяется курс валюты, действующий на день принятия таможенным органом временной грузовой таможенной декларации, а не полной грузовой таможенной декларации.
Таможенные пошлины, уплаченные декларантом при подаче ПГТД исходя из обменного курса валюты, действующего на дату подачи ПГТД, являются излишне уплаченными.
Ссылки на решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 являются ошибочными.
Порядок возврата излишне уплаченных таможенных пошлин при вывозе товаров установлен статьей 147 Закона о таможенном регулировании, а не решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 255.
При этом, корректировка декларации на товары, оформленная в соответствии с Инструкцией N 255, не предусмотрена частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании, Закон N 311-ФЗ) в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
Обязанность по предварительному обращению декларанта в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин Законом о таможенном регулировании не установлена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Таким образом, таможенный орган вправе внести изменения в таможенную декларацию, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, довзыскав их или вернув как излишне уплаченные (взысканные), приняв решение по результатам проведенного таможенного контроля, проведенного как по собственной инициативе, так и в связи с мотивированным, письменным обращением декларанта.
В связи с чем, вывод о необходимости корректировки данных деклараций исключительно самим декларантом не вытекает из действующего законодательства.
Выводы судов о пропуске обществом трехлетнего срока на подачу заявления на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин сделаны без учета нижеследующего.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин подается в таможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты.
Таким образом, поскольку в момент подачи ВГТД общество уплачивает только ориентировочную сумму таможенных пошлин (исходя из вывоза ориентировочного количества товара, пункт 4 статьи 138 ТК РФ), а в ПГТД фиксируется надлежащая ставка таможенных пошлин (изменяется с даты подачи ВГТД на дату фактического вывода товара), определяется количество вывезенного товара и итоговая цена товара исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации, а также подлежащий применению надлежащий обменный курс валюты (пункты 5 и 6 статьи 138 ТК РФ), формирование итоговых фискальных обязательств законодательство связывает с подачей ПГТД.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи вносятся на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 данного Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Таким образом, подача ПГТД является распоряжением лица, внесшего авансовые платежи, на уплату таможенных пошлин. Выявление факта излишней уплаты таможенных платежей при временном периодическом декларировании производится при подаче ПГТД, поэтому установленный частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании трехлетний срок подачи заявления на их возврат начинает течь с даты подачи ПГТД, а не ВГТД.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и при непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Названной нормой не предусмотрено такое основание для возврата заявления без рассмотрения как несоответствие формы заявления форме, утвержденной ФТС России.
Указанные нарушения норм материального права не могут быть восполнены на стадии кассационного производства, поскольку в соответствии со статьей 286 АПК РФ суд кассационной инстанции полномочиями по исследованию обстоятельств дела и оценке доказательств не наделен.
Таким образом, выводы арбитражных судов являются необоснованными, сделанными с неправильным применением норм материального права, в связи с чем, обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить вышеуказанные нарушения, проверить все доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, и с учетом установленных обстоятельств, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А57-14391/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация, применявшая при вывозе товаров временное периодическое декларирование, подала заявление о возврате излишне уплаченной пошлины. Таможня оставила его без рассмотрения ввиду того, что форма заявления не соответствует той, которая утверждена приказом ФТС России.
В связи с этим организация обратилась в суд. Она просила признать действия таможни незаконными и обязать ее вернуть излишне уплаченную пошлину.
В удовлетворении требований было отказано. Но кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, пояснив, в частности, следующее.
Корректировка декларации на товары не предусмотрена Законом о таможенном регулировании в качестве документа, подтверждающего переплату таможенных пошлин и необходимого для их возврата.
Данный закон не обязывает декларанта предварительно обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
Таможенный орган вправе внести изменения в декларацию, влияющие на размер таможенных платежей, довзыскав их или вернув как излишне уплаченные (взысканные), приняв решение по результатам таможенного контроля, проведенного как по собственной инициативе, так и в связи с мотивированным письменным обращением декларанта.
В связи с чем вывод о необходимости корректировки таможенных деклараций исключительно самим декларантом не вытекает из действующего законодательства.
Факт излишней уплаты таможенных платежей при временном периодическом декларировании выявляется при подаче полной таможенной декларации. Поэтому 3-летний срок представления заявления на их возврат начинает течь с даты подачи полной, а не временной таможенной декларации.
Кроме того, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и при непредставлении необходимых документов оно возвращается плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением причин невозможности рассмотрения. Этой нормой закона не предусмотрено такое основание для возврата заявления без рассмотрения, как его несоответствие утвержденной форме.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2014 г. N Ф06-16657/13 по делу N А57-14391/2013