г. Казань |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А55-1595/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Кардаковой Н.А., доверенность от 30.12.2013,
ответчика - Попковой Н.А., доверенность от 04.07.2014 N 5716/1
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-1595/2014
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Жилой дом" (ИНН 6321115854, ОГРН 1026301999844) к муниципальному образованию "Городской округ Тольятти" в лице мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054) о взыскании 248 286,27 руб., с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Жилой дом" (далее - ЗАО "Жилой дом", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия г.о. Тольятти) о взыскании убытков в размере 248 286,27 руб., образовавшихся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - ООО "ВоКС"), Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Мэрия г.о. Тольятти просит отменить названые решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в связи с чем у Мэрии г.о. Тольятти отсутствует обязанность возмещать "выпадающие доходы" управляющих организаций. Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ЗАО "Жилой дом" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, ЗАО "Жилой дом" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 7Б по Майскому проезду г. Тольятти и в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, оказывало в спорном периоде коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) гражданам, проживающим в указанном доме.
В 2011 году коммунальные услуги оказывались Обществом (Абонент) на основании заключенного с ООО "ВоКС" (Ресурсоснабжающая организация) договора на поставку тепловой энергии от 04.09.2006 N 498, по условиям которого Ресурсоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию и горячую воду, а Абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию и горячую воду в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. В соответствии с пунктом 1.2 договора отпуск тепловой энергии и горячей воды производится на объект Абонента - жилой дом, расположенный по адресу: г. Тольятти, Майский проезд, дом 7Б.
Тариф на производство тепловой энергии для ООО "ВоКС", поставлявшейся в 2011 году, составил 1224,84 руб. с НДС за 1 Гкал (приказ Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 30.11.2010 N 64).
Начисление платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) производилось истцом с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 и постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета граждан за услуги по отоплению".
Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год" был установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год в размере 115,0 %.
Мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета граждан за услуги по отоплению", которым предусмотрено управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам в 2011 году производить расчеты с населением за коммунальные услуги с соблюдением предельного индекса роста платежей граждан, установленного для г.о. Тольятти постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523. В случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ввести ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установив его размер 895,5 руб. за 1 Гкал (с НДС).
Действовавшее в 2011 году законодательство не предусматривало начисление гражданам, в том числе проживающим в жилом многоквартирном доме N 7Б по Майскому проезду г. Тольятти, платы за тепловую энергию по тарифам, установленным для энергоснабжающих организаций.
В соответствии с актом сверки взаиморасчетов по указанному выше договору за 2011 год долг истца перед ООО "ВоКС" составил 481 362,12 руб., из них 292 977,80 руб. - долг, который сложился из-за так называемой "разницы в тарифах". Объемы поставленных ресурсов (тепловой энергии) подтверждаются актами поставок, подписанными обеими сторонами.
Истец, полагая, что у него возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между тарифом, установленным регулирующим органом для энергоснабжающей организации (ООО "ВоКС"), и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к числу вопросов местного значения городского округа относится и организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Данное положение закона имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, что предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодательством в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу данного ресурса, в связи с чем предусматривается установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителю.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищным кодексом Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным согласно настоящей статье. При этом частью 2 статьи 6 названного закона предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Законом N 41-ФЗ.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится перерасчет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Соответственно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Судами двух инстанций установлено, что размер убытков истца, предъявленных ко взысканию, подтвержден представленными в материалы дела расчетами, первичными документами на оплату услуг истца населением, а также актами выполненных работ и актами сверки между истцом и ресурсоснабжающей организацией. Начисление платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) производилось истцом с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлением Правительства Самарской области.
Учитывая, что межтарифная разница у ЗАО "Жилой дом" возникла в результате применения постановления Мэрии г.о. Тольятти от 24.01.2011 N 145-п/1, суды обоснованно пришли к выводу о компенсации потерь за счет казны муниципального образования городской округ Тольятти и удовлетворили заявленные истцом требования в полном объеме.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу N А55-1595/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф06-16811/13 по делу N А55-1595/2014