г. Казань |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А65-17312/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
истца - Токаевой Р.А., доверенность от 24.11.2014 N 24/11-2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барс-Сервис", г. Казань,
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 (судья Шакурова К.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-17312/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Барс-Сервис", г. Казань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о внесении изменений в сведения государственного реестра о кадастровой стоимости земельного участка, при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барс-Сервис" (далее - ООО "Барс-Сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан о внесении изменений в сведения государственного реестра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:506290202:0010, расположенного по адресу: г. Казань, район озера Лебяжье, указав ее равной рыночной стоимости.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014, исковое заявление ООО "Барс-Сервис" оставлено без рассмотрения.
ООО "Барс-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 отменить, мотивируя вынесенными по неполно исследованным материалам дела, неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 29.12.2014 до 11 часов 30 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Барс-Сервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:506290202:0010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2013 серии 16 АН 131691.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 334 379 080 руб. 50 коп.
Полагая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истец провел независимую оценку его рыночной стоимости.
Согласно заключению ООО "Риэлстейт" N 25/8 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 определена в сумме 250 800 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу 22.07.2014, установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из содержания указанной нормы следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде после рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в редакции Федерального закона от 21.10.2011 N 289-ФЗ) предусматривает, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Федеральный закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22.07.2014, с этой даты вступил в силу.
Истец обратился в суд с настоящим заявлением 22.07.2014, что подтверждается штампом канцелярии Арбитражного суда Республики Татарстан, то есть в период действия Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающего обязательный досудебный порядок для юридических лиц урегулирования споров по данной категории.
Доказательств обращения истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости спорных участков и решения комиссии истцом не представлено.
Согласно пункту 5 статьи 4 АПК РФ, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При таких условиях суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения.
Довод заявителя о неправильном применении статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции, вступившей в силу 22.07.2014, отклоняется.
Обосновывая указанный довод, истец ссылается на то, что на момент обращения в Арбитражный суд Республики Татарстан законный состав комиссии, как предусмотрено новой редакцией статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, не был сформирован. В связи с этим он считает, что в Республике Татарстан отсутствовала комиссия, сформированная в соответствии с требованиями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Между тем, как следует из материалов дела, комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки были образованы в связи с внесением Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. По Республике Татарстан такая комиссия, как было установлено судами, создана приказом Росреестра от 23.01.2012 N п/20, утвержден состав комиссии.
Таким образом, внесение изменений в указанную главу, в том числе включение в нее положений о требованиях к комиссиям, не прекратило и не приостановило работу последних.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ были установлены требования к комиссии, которые должны применяться с момента принятия уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требований к представителям саморегулируемых организаций оценщиков, предпринимательского сообщества, входящим в состав комиссии, порядка представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13, рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, вопросы о правомочиях (легитимности) комиссии могут быть предметом проверки одновременно при оспаривании решений комиссии о результатах определения кадастровой стоимости по существу.
Следует отметить о том, что к спорным правоотношениям судом правомерно применены положения как главы III.1, так и последующие изменения, внесенных Федеральным законом N 225-ФЗ, поскольку в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты РФ, его положения не применяются только к отношениям, когда договоры на проведение государственной кадастровой оценки земель были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ и работы по проведению которой не завершались в указанный в настоящей части срок.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А65-17312/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 декабря 2014 г. N Ф06-19307/13 по делу N А65-17312/2014