г. Казань |
|
14 января 2015 г. |
Дело N А06-1941/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Солдатова С.В., доверенность от 01.04.2014,
ответчика - Ермилова А.Н., доверенность от 17.11.2014,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.06.2014 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-1941/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханский завод холодильного оборудования" (ИНН 3017001784, ОГРН 1023000854293) к Службе по тарифам Астраханской области (ИНН 3015068720, ОГРН 1053000020204), третье лицо: открытого акционерного общества "МРСК Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), о признании недействительным распоряжения от 04.12.2013 "О внесении изменений в распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 26.12.2012 N 83 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом "МРСК Юга - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" (пункт 1.3. распоряжения Астраханской области N 202 от 04.12.2013, приложения N 1, 2 к тарифам Астраханской области N 202 от 04.12.2013) и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханский завод холодильного оборудования" (далее - ОАО "АЗХО", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения Службы по тарифам Астраханской области (далее - Служба, регулирующий орган, ответчик) от 04.12.2013 N 202 "О внесении изменений в распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 26.12.2012 N 83 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", а именно пункта 1.3. Распоряжения Службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 202, приложения N 1, N 2 к Распоряжению Службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 202.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.06.2014, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014, требования ОАО "АЗХО" удовлетворены.
Признано недействительным Распоряжение Службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 202 "О внесении изменений в распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 26.12.2012 N 83 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" (пункт 1.3. Распоряжения Службы по тарифа Астраханской области N 202 от 04.12.2013, приложения N 1, N 2 к Распоряжению Службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 202).
На Службу по тарифам Астраханской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав законных интересов Общества.
Со Службы по тарифам Астраханской области в пользу ОАО "АЗХО" взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
В кассационной жалобе Служба по тарифам Астраханской области, указывая на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако третье лицо - открытое акционерное общество "МРСК Юга" явку своего представителя в суд не обеспечило.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "АЗХО" осуществляет регулируемую деятельность - оказание услуг по передаче электрической энергии по своим электрическим сетям в качестве территориальной сетевой организации.
Распоряжением Службы по тарифам Астраханской области от 26.12.2012 N 83 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго".
Распоряжением Службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 202 "О внесении изменений в распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 26.12.2012 N 83 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования" приложения N 1 и N 3 к распоряжению от 26.12.2012 изложены в новой редакции согласно приложениям N1 и N2 к распоряжению от 04.12.2013 (пункт 1.3).
Приложением N 1 к распоряжению от 04.12.2013 N 202 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "АЗХО" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" с учетом произведенной корректировки необходимой валовой выручки на 2014 год установлены по одноставочному тарифу, используемому ОАО "АЗХО", в размере 0,38448 и 0,38905 руб./кВт-ч на первое и второе полугодие соответственно.
Согласно приложению N 2 к распоряжению от 04.12.2013 N 202 НВВ ОАО "АЗХО" на 2014 год (без учета потерь) отражена с учетом произведенной корректировки в размере 200,00 и 200,43 тыс.руб. на первое и второе полугодие соответственно.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения Службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 202, общество ссылалось на необоснованное занижение Службой при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему электрическим сетям на 2014 год необходимой валовой выручки (далее - НВВ) в части занижения нормативной численности работников общества, расходов на приобретение вспомогательных материалов для ремонта электросетевого хозяйства, на амортизационные отчисления, исключения расходов по налогу на землю.
Кроме того, по мнению общества, Службой не соблюдена процедура установления тарифа, поскольку экспертное заключение Службы не содержит надлежащего экономического обоснования по не включению затрат, указанных сетевой организацией в тарифной заявке.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Руководствуясь положениями частей 2, 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 N 49-П, которым утверждено Положение "О службе по тарифам Астраханской области" (далее - Положение), пунктами 1.1, 2.1.3.1 Положения, суд первой инстанции указал, что Служба по тарифам Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. Оспариваемым распоряжением Службой установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя территориальными сетевыми организациями Астраханской области на 2014 год.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое распоряжение вынесено Службой в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, ОАО "АЗХО" оплату услуг по передаче электроэнергии получает с 01.07.2012 после регистрации в качестве территориальной сетевой организации, установления Службой на 2012 год тарифа на основе имеющихся фактических данных и заключения договора со смежной сетевой организацией - ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", от которой электроэнергия поступала в сеть ОАО "АЗХО".
Распоряжением Службы от 26.12.2012 N 83 для ОАО "АЗХО" на 2013-2015 годы были установлены индивидуальные тарифы на долгосрочный период регулирования для взаиморасчётов с ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго".
К этой дате ОАО "АЗХО" как территориальная сетевая организация не проработало ещё и полгода, поэтому тарифы, рассчитанные Службой на 2013 и последующие годы на основе данных этой работы, не учитывали в полной мере всех экономически обоснованных расходов и делали этот вид деятельности для ОАО "АЗХО" убыточным, что подтверждается представляемой обществом в регулирующий орган информацией по основным показателям деятельности организации за период с 01.01.2013 по 31.03.2014 (том II, л.д.114-128).
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Письмом от 29.04.2013 N 30/246 ОАО "АЗХО" обратилось в регулирующий орган для корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на 2014 год с приложением расчетов и документов, обосновывающих соответствующие требования (том I, л.д.45-50, 86-150, том II, л.д.1-68).
Согласно пункту 25 Правил N 1178 решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа.
В силу пунктов 26, 28 Правил N 1178 протокол заседания утверждается председательствующим. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования), а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение данных норм ни в протоколе заседания коллегии службы по тарифам Астраханской области от 04.12.2013 N 240, ни в экспертном заключении Службы от 25.11.2013, являющимся приложением к протоколу заседания коллегии Службы, не указано, по каким основаниям обществу отказано во включении в необходимую валовую выручку и в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходов, названных в предложении общества на 2014 год, в том числе заявленных обществом по сумме затрат на вспомогательные материалы для ремонта электросетевого хозяйства в размере 46,00 тыс. руб., по сумме амортизационных отчислений в размере 347,93 тыс. руб., по сумме земельного налога в размере 601,48 тыс.руб., по численности работников, обеспечивающих деятельность по передаче электроэнергии, с размером фонда оплаты труда в 1957,48 тыс.руб.
Экспертное заключение Службы не содержит оценку достоверности данных, приведенных в предложениях общества, анализа основных технико-экономических показателей и экономической обоснованности расходов.
Проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что корректировка НВВ и установление тарифа оспариваемым распоряжением Службы на 2014 год без исследования вышеприведенных вопросов нарушает принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принцип экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, а также экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение электрической энергии, установленные статьей 23 Закона N 35-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу, что действия ответчика не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы общества, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ответчик оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что регулирующим органом в данном случае соблюден порядок установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а предложения, представленные заявителем, не содержат документов, обосновывающих расходы ОАО "АЗХО" при осуществлении регулируемого вида деятельности на 2014 год.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу N А06-1941/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 26, 28 Правил N 1178 протокол заседания утверждается председательствующим. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования), а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
...
Проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что корректировка НВВ и установление тарифа оспариваемым распоряжением Службы на 2014 год без исследования вышеприведенных вопросов нарушает принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принцип экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, а также экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение электрической энергии, установленные статьей 23 Закона N 35-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 января 2015 г. N Ф06-18926/13 по делу N А06-1941/2014