г. Казань |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А12-19591/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" - Кулябин С.А. доверенность от 01.07.2014, Кондратьева Е.В. доверенность от 02.04.2013,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-19591/2012
по заявлению Управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам к администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на строительство от 30.06.2011 N RU 3401000-131 /Ко/11 рпм, выданное обществу с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс Автоцентр "Мазда",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам с заявлением к администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на строительство от 30.06.2011 N RU 3401000-131 /Ко/11 рпм, выданное обществу с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс Автоцентр "Мазда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и администрация Волгограда просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Нижне-Волжское управление Министерства культуры Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского округа город-герой Волгоград, комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда о признании недействительным заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 05.09.2007 N РГ-441-07 по результатам рассмотрения проекта планировки и межевания территории по проспекту В.И.Ленина, южнее Дворца Спорта в Краснооктябрьском районе Волгограда, признании недействующим постановления главы Волгограда от 23.04.2008 N 794 "Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания" как не соответствующего положениям статьи 40 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Режиму использования земель зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б", утвержденному постановлением администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942; признании недействительным постановления главы Волгограда от 17.11.2008 N 2402.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2012 по делу N А12-5488/2012 признано недействительным постановление администрации Волгограда от 17.11.2008 N 2402 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" как не соответствующее Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315. Постановление администрации Волгограда от 23.04.2008 N 794 "Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания" признано не соответствующим положениям статьи 40 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", разделу V "Режим использования земель в границах зон охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" приложения N 3 к постановлению главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и недействующим.
При рассмотрении дела N А12-5488/2012 общество с ограниченной ответственностью "АЦ "Русь-Авто" представлено разрешение от 30.06.2011 N RU 3401000-131/Ко/11 на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс Автоцентр "Мазда", выданное администрацией Волгограда.
Полагая, что указанное разрешение на строительство выдано на основании оспоренных Нижне-Волжским управлением культуры России указанных выше правовых актов, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из установленных обстоятельств дела, а также требований нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.
Как установлено судами, спорный земельный участок находится в границах охранной зоны Мамаева кургана, принятого на государственную охрану в качестве памятника истории Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР", Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 N 1449-р расположенный на Мамаевом кургане "Мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане" отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. В последующем "Мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане" включен в состав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва". Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2011 N 1671 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. К мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
Границы данной зоны и разрешенный режим использования земель в границах ее территории утверждены постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Возможность ведения нового строительства в охранной зоне ограничено принадлежностью и непосредственным отношением к мемориальному комплексу "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане.
В пределах охранной зоны объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно Положению о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденному приказом Минкультуры России от 14.11.2011 N 1059 и распространяющему свое действие на Нижне-Волжское правление Минкультуры России, таким федеральным органом на территории Волгоградской области в рассматриваемом периоде являлось Нижне-Волжское управление Минкультуры России.
Установив, что в нарушение статей 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", пункта 4 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пункта 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, проекты проведения строительства и других работ на спорном земельном участке, расположенном в зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения Мамаев курган, с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не согласовывались, суды удовлетворили заявленные требования.
Кроме того, суды пришли к выводу, что действия администрации Волгограда при выдаче оспариваемого разрешения противоречат требованиям, установленным Положением о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2.
Данное Положение определяет порядок согласования с Министерством культуры Российской Федерации проектов генеральных планов, поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений (далее - градостроительная документация), а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.
В соответствии с частью 3 указанного Положения градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат согласованию с министерством до утверждения представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки этой территории.
Таким образом, процедура согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, проекта строительных работ в зонах охраны объектов культурного наследия прямо предусмотрена федеральным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что решение администрации Волгограда о выдаче обществу с ограниченной ответственностью "АЦ "Русь-Авто" разрешения на строительство от 30.06.2011 N RU 3401000-131 /Ко/11 рпм не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения и принято во исполнение постановлений администрации Волгограда от 17.11.2008 N 2402 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" и от 23.04.2008 N 794 "Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания", признанных Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-5488/2012, недействительными.
Все доводы заявителей, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены. Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А12-19591/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в нарушение статей 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", пункта 4 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пункта 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, проекты проведения строительства и других работ на спорном земельном участке, расположенном в зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения Мамаев курган, с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не согласовывались, суды удовлетворили заявленные требования.
Кроме того, суды пришли к выводу, что действия администрации Волгограда при выдаче оспариваемого разрешения противоречат требованиям, установленным Положением о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2015 г. N Ф06-18992/13 по делу N А12-19591/2012