г. Казань |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А12-16236/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Сабирова М.М., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-16236/2014
по исковому заявлению администрации городского поселения город Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области, Волгоградская область, г. Краснослободск, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании 2 485 100 руб. задолженности, с участием в деле в качестве третьих лиц Министерства финансов Волгоградской области, г. Волгоград, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор", г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения город Краснослободск Среднеахтубинского района Волгоградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс) о взыскании в порядке регресса 2 485 100 руб. основного долга.
Исковое заявление мотивировано ненадлежащим исполнением Миндортрансом обязательств по перечислению субсидии.
Определением от 19.05.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области (далее - Минфин), администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор" (далее - Предприятие).
Миндортранс в отзыве на исковое заявление просил произвести замену на Минфин, в противном случае отказать в иске. Миндортранс является ненадлежащим ответчиком, финансирование Миндортранса осуществляется за счёт областного бюджета, надлежащим ответчиком является финансовый орган, от имени казны области выступает Минфин, Миндортранс подавал соответствующие заявки в Минфин, субсидии подлежат выплате за счёт средств дорожного фонда.
Минфин в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку взаимоотношения по предоставлению субсидий регулируются нормами бюджетного законодательства, расходные обязательства области по предоставлению субсидии исполнены исходя из возможностей бюджета.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 исковые требования удовлетворены. С Миндортранса за счёт средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации взыскано 2 485 100 руб. задолженности в размере невыплаченной целевой субсидии.
Решение суда первой инстанции мотивировано доказанностью материалами дела возникновения у субъекта федерации в лице Миндортранса перед городским поселением бюджетных, расходных и публичных обязательств, наличием обязательства по перечислению субсидии до 31.12.2013, отсутствием доказательств перечисления субсидии в полном объёме, отсутствие бюджетного финансирования не прекращает бюджетное обязательство, субсидия подлежит взысканию за счёт средств дорожного фонда области.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 решение суда первой инстанции от 17.07.2014 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Миндортранс обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Миндортранс ссылается на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела. Судебными инстанциями, по мнению Миндортранса, не учтено следующее: Миндортранс является ненадлежащим ответчиком по делу, финансирование Миндортранса осуществляется за счёт средств областного бюджета, надлежащим ответчиком является Минфин, Миндортрансом подавались соответствующие заявки в Минфин, которые исполнены не были, Миндортранс выступал в интересах области, отношения регулируются бюджетным законодательством, взыскание субсидии противоречит бюджетному законодательству, субсидии подлежали предоставлению только в 2013 году.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Миндортранса, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
13.05.2013 между Миндортрансом, администрацией Среднеахтубинского муниципального района, Администрацией (и администрациями иных сельских поселений Среднеахтубинского муниципального района) заключено соглашение N 233-13 "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области", в соответствии с пунктом 1.2 которого Миндортранс направляет в бюджет городского поселения город Краснолободск субсидию в размере 2 985 100 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Городское поселение город Краснослободск в свою очередь обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 597 000 руб. на долевое финансирование работ.
Соглашением также предусмотрено, что городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения, направить средства бюджета городского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную соглашением отчётную документацию.
Приложением к соглашению являются график перечисления субсидий, а также перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых в 2013 году бюджету муниципального образования предоставляются субсидии из средств дорожного фонда области.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнение обязательств по соглашению Администрация в качестве муниципального заказчика по итогам открытого аукциона в электронной форме заключила с Предприятием в качестве подрядчика муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дороги (центральной) в г. Краснослободск на сумму 3 582 100 руб.
С учётом соглашения из суммы контракта на долю местного бюджета отнесено 597 000 руб. и на долю областного бюджета - 2 985 100 руб.
Выполнение Предприятием как подрядчиком договорных обязательств по ремонту дорог подтверждено представленными в материалы дела первичными документами.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что Администрация исполнила предусмотренные соглашением обязательства, оплатив свою долю по муниципальному контракту в полном объёме. Так же во исполнение обязательств Администрация предоставила Миндортрансу необходимую отчётную документацию.
Во избежание санкций со стороны Предприятия, ввиду отсутствия поступления предусмотренных соглашением субсидий от Миндортранса, Администрация произвела полную оплату по муниципальному контракту, в том числе и средств, подлежащих перечислению за счёт средств области.
Согласно материалам дела Миндортранс во исполнение обязательств по соглашению обеспечил перечисление средства из дорожного фонда области в бюджет городского поселения только в сумме 500 000 руб. Оставшаяся сумма субсидий до бюджета городского поселения доведена не была.
Согласно акту сверки взаимных расчётов по состоянию на 01.01.2014 задолженность Миндортранса перед Администрацией по предоставлению субсидии на ремонт дорог общего пользования местного значения составляет 2 485 100 руб.
Ненадлежащее исполнение Миндортрансом предусмотренных соглашением обязательств по перечислению субсидий послужило основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населённых пунктов.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Постановлением правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п утверждён "Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области", которым определены условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году.
Данным порядком установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области.
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20% от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году.
Погашение кредиторской задолженности за отчётный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
Постановлением правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Для городского поселения город Краснослободск указанным нормативным актом на 2013 год предусмотрены средства (субсидия) в размере 4853,6 тыс. руб.
С учётом положений статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и заключённого между сторонами по делу соглашения судебные инстанции пришли к выводу о возникновении у Волгоградской области в лице Миндортранса перед городским поселением город Краснослободск в лице Администрации расходных бюджетных обязательств.
Отклоняя доводы Миндортранса о регулировании сложившихся правоотношений нормами бюджетного законодательства и невозможности применения в данном случае положений гражданского законодательства, судебные инстанции правомерно указали, что нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
С учётом положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации. При этом, учитывая установленный нормативными актами субъекта федерации источник финансирования субсидий, судебные инстанции указали, что взыскание производится за счёт средств дорожного фонда области.
Доводу Миндортранса в кассационной жалобе о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
Судебные инстанции обоснованно сослались на то обстоятельство, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Миндортранс. Указанное положение также отражено в пункте 1.1 соглашения заключённого сторонами по делу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Судебными инстанциями установлено, что Миндортранс является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Отклоняя доводы Миндортранса о невозможности взыскания задолженности по субсидия в связи с истечением срока действия закона о бюджете области на 2013 год, судебные инстанции обоснованно указали следующее.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кроме того, заключённое между сторонами соглашение имеет указание, что оно в части принятых на себя Миндортрансом обязательств действует до их полного исполнения.
Фактически доводы Миндортранса, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, связаны с иной оценкой доказательств и направлены на переоценку выводов судов, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения иска соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А12-16236/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2015 г. N Ф06-19408/13 по делу N А12-16236/2014