г. Казань |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А65-9168/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - ИП Карикова В.И., лично, паспорт, Валеева Ш.В., ордер от 12.01.2015,
ответчика - Багаутдиновой А.Р., доверенность от 23.09.2014 N 7814/ИК,
третьего лица - Багаутдиновой А.Р., доверенность от 06.06.2014 N 11442/КЗИО-ИСХ,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2014 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьией Апаркин В.Н., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-9168/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Кариковой Валентины Ивановны, г. Казань (ИНН 165700273229) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карикова Валентина Ивановна (далее - заявитель, ИП Карикова В.И., предприниматель) обратилась с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ответчик, Исполком), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действия Исполкома по отказу в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков по ул. М.Чуйкова и ул. Адоратского Ново-Савиновского района г. Казани, содержащемуся в письме от 14.03.2014 N 4751 и обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем предоставлении в аренду на новый срок этих земельных участков.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Исполком и Комитет обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.01.2015 до 20.01.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, постановлением Исполкома от 13.04.2011 N 1823 предпринимателю предоставлен в аренду на три года из земель населенных пунктов земельный участок кадастровый номер 16:50:110801:33 площадью 10 кв. м для целей, не связанных со строительством, а именно, для размещения торгового павильона на остановочном пункте городского общественного транспорта "Поликлиника N 7" по ул. Маршала Чуйкова, без права возведения капитальных сооружений.
Постановлением Исполкома от 04.04.2012 N 2143 предпринимателю предоставлен в аренду на два года из земель населенных пунктов земельный участок кадастровый номер 16:50:110803:71 площадью 15 кв. м для целей, не связанных со строительством, а именно для установки торгового павильона по ул. Адоратского, без права возведения капитальных сооружений.
Во исполнение указанных постановлений с предпринимателем заключены договоры аренды земельного участка от 23.06.2011 N 15579 сроком до 12.04.2014 и от 13.07.2012 N 16443 сроком до 03.04.2014.
Договоры аренды зарегистрированы в Управлении Росреестра по Республики Татарстан, что ответчиком не оспаривается.
Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок.
Письмами от 14.01.2014 и от 27.01.2014 Комитет известил предпринимателя о том, что по факту его обращения им подготовлены проекты постановления о предоставлении гражданке В.И. Кариковой земельного участка по ул. Адоратского и по ул. Маршала Чуйкова, для согласования которых предприниматель будет приглашена дополнительно.
Письмами от 06.02.2014 N 287/кзио и 286/кзио Комитет известил предпринимателя о приостановлении согласования проектов постановлений в связи с тем, что ранее действующая схема размещения нестационарных объектов торговли на территории г. Казани признана утратившей силу.
После получения указанных писем предприниматель обратилась с заявлением к ответчику (от 27.02.2014 N 4751).
Письмом от 14.03.2014 N 4751 ответчик указал, что обращение по вопросу предоставления в аренду на новый срок земельных участков по ул. М.Чуйкова и ул. Адоратского Ново-Савиновского района с целью размещения объектов мелкорозничной сети рассмотрено, однако возможность формирования и предоставления земельных участков для размещения нестационарных объектов торговли отсутствует. Отказ мотивирован тем, что постановлением Исполкома от 15.11.2012 N 8305 приостановлено действие постановления Исполкома от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 года".
Истец, полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, указав в заявлении цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункты 3, 4 ЗК РФ).
Во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, в целях упорядочения процедур приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение). Названное Положение вступило в законную силу с 01.03.2013.
Пунктом 6.5 Положения предусмотрено, что по истечении срока аренды земельного участка арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды данного земельного участка, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка. Условиями реализации преимущественного права на заключение нового договора аренды являются:
заблаговременное (не позднее чем за два месяца до истечения срока аренды земельного участка, если иной срок не предусмотрен договором аренды) обращение с заявлением о продлении срока аренды;
надлежащее исполнение арендатором своих обязанностей по договору аренды земельного участка.
Согласно пункту 6.6 Положения отказ в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок следует при неисполнении или ненадлежащем исполнении арендатором своих обязанностей по договору аренды земельного участка.
При использовании преимущественного права на заключение нового договора аренды земельного участка предоставление земельного участка в аренду осуществляется прежнему арендатору без проведения торгов.
Из материалов дела следует, судом установлено, что договоры аренды от 23.06.2011 N 15579 и от 13.07.2012 N 16443, содержат пункты 9.1 в которых предусмотрено, что по истечении срока аренды земельного участка арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды данного земельного участка, кроме случаев, если место размещения объекта будет исключено из Плана-схемы дислокации в соответствии с внесенными изменениями.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу, что предприниматель надлежащим образом исполнял свои обязанности по договорам аренды земельных участков (надлежащим образом, в полном объеме и в срок уплачивал арендные платежи, при этом согласно подготовленного Комитетом акта сверки, у предпринимателя имеется переплата по двум договорам аренды, доказательств обратного не представлено, о наличии таких обстоятельств в суде не заявлено) и во исполнение пункта 6.5. Положения и пунктов 9.1 договоров аренды заблаговременно, в январе 2014 года (то есть более чем за два месяца до истечения срока аренды земельных участков), обратился в уполномоченный орган (которым является третье лицо) с заявлением о продлении срока аренды.
Таким образом, судом установлено, что заявителем соблюдены предусмотренные Положением условия на преимущественное право на заключение нового договора аренды земельных участков.
Суды правомерно отклонили доводы ответчика и Комитета о невозможности предоставления земельных участков в аренду на новый срок в связи с отсутствием действующей схемы размещения, указав, что приостановление действия постановления Исполкома от 05.08.2011 N 4382, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани, самим Исполкомом в данном случае не может служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду.
Судом исследованы, оценены и отклонены ссылки ответчика на уведомления от 26.05.2014 о прекращении договоров аренды, направленные предпринимателю, поскольку как верно указано судом, указанные действия совершены ответчиком в ходе рассмотрения дела арбитражным судом, не связаны с основаниями совершения оспариваемых действий и с изложенными в отзывах доводами, поэтому они не свидетельствуют ни о законности оспариваемых действий ответчика, ни об отсутствии оснований для предоставления земельных участков в аренду на новый срок.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые действия являются незаконными и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А65-9168/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункты 3, 4 ЗК РФ).
Во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, в целях упорядочения процедур приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение). Названное Положение вступило в законную силу с 01.03.2013."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2015 г. N Ф06-19065/13 по делу N А65-9168/2014