г. Казань |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А12-24714/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи: Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-24714/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ИНН 7736036626, ОГРН 1028601440955), г. Москва, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - ОАО "РИТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) от 26.06.2014 N 076-16/2014-ВН о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, оспоренное постановление изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен с 300 000 рублей до 20 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 11.03.2014 N 135 административным органом в период с 17.03.2014 по 11.06.2014 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства о недрах и выполнения лицензионного соглашения лицензии на право пользования недрами от 30.12.2010 ВЛГ 01878 НЭ с целевым назначением "разведка и добыча углеводородного сырья на Жирновском месторождении".
Проверкой установлено, что обществом не обеспечено выполнение проектных показателей по фонду добывающих скважин и объёму закачки жидкости для поддержания пластового давления.
В нарушение требований дополнений к проекту разработки Жирновского нефтегазоконденсатного месторождения, согласованных протоколом ЦКР Роснедра от 30.06.2009 N 409, добыча нефти на месторождении в 2013 году осуществлялась 233 скважинами (по проекту - 249), закачка жидкости для поддержания пластового давления велась 5 скважинами (по проекту - 8), объём закачиваемой воды для поддержания пластового давления в 2013 году составил 755 тыс.м3 (по проекту - 867 тыс.м3), в 2014 году добыча углеводородного сырья осуществляется 232 скважинами (по проекту - 252).
Фонд бездействующих скважин на месторождении по отношению к эксплуатационному фонду превысил допустимый показатель (10%): эксплуатационный фонд добывающих скважин на месторождении по состоянию на май 2014 года - 393, из них бездействующие 161 (41%).
С учетом изложенного, обществом нарушены требования пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1), пунктов 3.4, 4.1.10 лицензионного соглашения.
Административным органом допущенные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора при участии представителя общества Брыковой И.А., действующей по доверенности от 31.12.2013 N 668, составлен протокол от 11.06.2014 N 076-16/2014/ВН, и вынесено постановление от 26.06.2014 N 076-16/2014-ВН о привлечении ОАО "РИТЭК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 300 000 рублей.
О дате, времени и месте вынесения постановления заявитель извещён надлежащим образом.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого в вину административного правонарушения является обоснованным.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Постановление N 4-П), и принимая во внимание характер и последствия указанного административного правонарушения, конкретные обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения, суды в целях назначения справедливого и соразмерного административного наказания сочли возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и назначили обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно статье 11 Закона РФ N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона РФ N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу пункта 2 части 2 статьи 22 Закона РФ N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность (пункт 3.4 лицензионного соглашения).
Согласно пункту 4.1.10 лицензионных условий "Владелец лицензии обязан обеспечивать соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, окружающей среды, безопасности ведения работ".
С учетом изложенного, вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого в вину административного правонарушения является обоснованным.
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Основания для его переоценки отсутствуют.
Назначенным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, в данном случае, будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.
Назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А12-24714/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 части 2 статьи 22 Закона РФ N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
...
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Основания для его переоценки отсутствуют.
Назначенным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, в данном случае, будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2015 г. N Ф06-19630/13 по делу N А12-24714/2014