г. Казань |
|
02 февраля 2015 г. |
Дело N А06-3615/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителя:
заявителя - Лычагиной Е.С. (доверенность от 23.12.2014 N 09),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.06.2014 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 (председательствующий судья - Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А06-3615/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 07-А-03-14 от 02.04.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, антимонопольный орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации Управление письмом от 20.02.2014 N 03/1278 просило ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" предоставить следующую информацию:
- адреса электронных средств массовой информации, в которых ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в срок с 01.02.12013 по 01.02.2014 опубликовывало информацию, указанную в Стандартах раскрытая информации, в срок, указанный в Стандартах раскрытия информации;
- копию свидетельства о регистрации сайта, расположенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.astsby.гu/, в качестве средства массовой информации.
Письмом от 26.02.2014 N 01-06/35 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" сообщило, что корпоративный сайт ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", расположенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу; http://www.astsbyt.ru/, не является средством массовой информации. Также указанным письмом Общество сообщило, что в указанный период в средствах массовой информации была размещена только информация, указанная в подпунктах "г" и "д" пункта 20 Стандартов раскрытия информации.
Исходя из содержания вышеприведенного письма Общества, со ссылкой на пункт 3 названных Стандартов, антимонопольный орган пришел к выводу, что Общество нарушило порядок раскрытия информации, указанный в подпункте б) пункта 23 вышеприведенных Стандартов раскрытия информации, учитывая, что официальный сайт Общества в сети Интернет не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, а в средствах массовой информации указанная информация не была раскрыта.
19.03.2014 в отношении Общества антимонопольным органом был составлен протокол N 07-А-03-14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ.
02.04.2014 антимонопольным органом вынесено постановление N 07-А-03-14 о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Посчитав, что вышеназванное постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что антимонопольным органом не доказана вина Общества в совершении вменяемого в вину административного правонарушения.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены Стандартами (постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24).
Стандарты раскрытия информации устанавливают требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1 Стандартов раскрытия информации).
Судами первой и апелляционной инстанций, исходя из фактических обстоятельств дела, норм пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и требований Стандартов раскрытия информации правомерно установлено отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
По настоящему делу судами установлено, что основным видом деятельности ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является, в том числе и реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).
Таким образом, положения Стандартов раскрытия информации распространяются на ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Пунктом 4 Стандартов раскрытия информации установлено, что фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 23 Стандартов раскрытия информации гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), раскрывают информацию о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению (информация подлежит опубликованию на официальном сайте сбытовой компании ежемесячно).
Пунктом 3 Стандартов предусмотрено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Однако подпунктом "б" пункта 23 Стандартов установлено специальное правило, согласно которому гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), раскрывают информацию: о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению путем опубликования такой информации на официальном сайте сбытовой компании ежемесячно.
Согласно приказу Министерства по топливно - энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-О Общество является гарантирующим поставщиком.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике установлено, что гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В связи с чем, судами обоснованно отмечено, что гарантирующий поставщик также является компанией по сбыту электроэнергии.
Таким образом, указанная информация за май 2013 года подлежала опубликованию на сайте заявителя.
Из распечатанной страницы с Интернет-сайта следует, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" опубликовало в мае 2013 года информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 23 Стандарта о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению на своем официальном сайте http://www.astsbyt.ru/: Главная страница, раздел "Гарантирующий поставщик", подраздел "объемы электрической энергии", пункт "Полезный отпуск электроэнергии (мощности)".
Кроме того, из материалов настоящего дела следует, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" ежемесячно, в том числе за май 2013 год, размещает информацию о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению в электронном средстве массовой информации "Астраханский регион - южный форпост России" http://www.astrahan.net/ (РИА "АВЕРС").
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, Общество опубликовало в мае 2013 года информацию о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению в соответствии с действующим законодательством.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)" следует, что официальный интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным средством массовой информации и не подлежит государственной регистрации (раздел 5).
Между тем, отсутствует норма права, которая предусматривает обязанность субъектов рынков электрической энергии регистрировать официальный сайт в качестве электронного средства массовой информации.
Следовательно, из буквального толкования норм права официальный интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным средством массовой информации и не подлежит государственной регистрации.
При данных обстоятельствах суды правильно указали, что гарантирующий поставщик раскрывает информацию, предусмотренную действующим законодательством, путем опубликования в электронных средствах массовой информации, к которым относится официальный интернет-сайт гарантирующего поставщика, который не подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу пункта 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что в рассматриваемом случае антимонопольный орган не представил доказательства, подтверждающие факт совершения вмененного Обществу в вину правонарушения.
В связи с чем, у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, судебные инстанции, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи, имеющиеся доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, правомерно удовлетворили заявленные требования Общества.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А06-3615/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 3 Закона об электроэнергетике установлено, что гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
...
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)" следует, что официальный интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным средством массовой информации и не подлежит государственной регистрации (раздел 5).
...
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф06-18732/13 по делу N А06-3615/2014