г. Казань |
|
04 февраля 2015 г. |
Дело N А55-27660/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Мжаванадзе Э.Э, Филева С.И. (доверенность от 12.01.2015)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тольяттимолоко"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-27660/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттимолоко" (ИНН 6382000106, ОГРН 1026303953158), г. Тольятти, Самарская область, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия, третьи лица: мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, Правительство Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тольяттимолоко" (далее - ОАО "Тольяттимолоко", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Комиссия при Управлении Росреестра по Самарской области) от 06.09.2013 N 13/14с-14 об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 и о понуждении Комиссии при Управлении Росреестра по Самарской области рассмотреть заявления ОАО "Тольяттимолоко" от 26.08.2013 N 62-231, принять решения о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 и разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации молокозавода N 2, зона ПК-2" с использованием сведений удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего 15-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", по состоянию на момент обращения общества с заявлением от 26.08.2013 N 62-231.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Тольяттимолоко", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отметить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители ОАО "Тольяттимолоко", явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления мэра городского округа Тольятти от 24.05.2006 N 4022-1/П между мэрией городского округа Тольятти и ООО "Тольятиттимолоко" заключен договор аренды земельного участка от 06.07.2006 N 1416, по условиям которого обществу предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 37 989 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102160:0561, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Коммунальная, 26, для дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с регламентом градостроительной зоны N ПК-2.
Постановлением Правительством Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", утверждена кадастровая стоимость земель по состоянию на 01.01.2011, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 в размере 23 004 238,95 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 605,55 руб./кв.м, относящегося к 9-му виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
ОАО "Тольяттимолоко" 26.08.2013 обратилось в Комиссию при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561, ссылаясь на то, что данный земельный участок должен быть отнесен к 15-му виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
Решением от 06.09.2013 N 13/14с-14 Комиссия при Управлении Росреестра по Самарской области отклонила заявление общества, поскольку недостоверность сведений об объекте, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка, не подтверждена.
Общество, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, поскольку ОАО "Тольяттимолоко" осуществляет деятельность, которая позволяет отнести спорный земельный участок к 15-му виду разрешенного использования, а применение удельного показателя, относящегося к 9-му виду разрешенного использования приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и как следствие необоснованно завышенному размеру арендной платы, которая рассчитывается, в том числе от кадастровой стоимости земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок в соответствии с договором аренды земельного участка от 06.07.2006 N 1416 должен использоваться обществом для дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с регламентом градостроительной зоны ПК-2, учитывая, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, зона ПК-2 является зоной промышленных объектов 3 класса опасности, принимая во внимание, что на вышеуказанном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, которые нельзя отнести к объектам сельскохозяйственного производства, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Комиссии при Управлении Росреестра по Самарской области не противоречит действующему законодательству.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данные выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебной коллегией отклоняется.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом согласно частям 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов применительно к 17 видам разрешенного использования (пункт 1.2 Методических указаний).
Перечисленные в Методических указаниях виды разрешенного использования земельных участков соответствуют видам и составу территориальных зон и правовым режимам земельных участков, поименованных в статьях 1, 34, 35, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В Методических указаниях перечислены, в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков, как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (пункт 1.2.9), а также "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" (пункт 1.2.17).
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок относится к территориальной зоне ПК-2.
Из Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059 следует, что зона ПК-2 является зоной промышленных объектов 3 класса опасности и в данной зоне отсутствует такой вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
На вышеуказанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие обществу: здание "административно-бытовой корпус с переходной галереей", здание "фирменный магазин", здание "склад для хранения товарно-материальных ценностей и тары", здание "склад многоцелевого назначения" и здание "проходная".
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, спорный земельный участок нельзя отнести к землям, предназначенным для сельскохозяйственного использования.
Принимая во внимание фактическое использование земельного участка с учетом территориальной зоны, в которой он находится, а также с учетом расположенных на нем объектов недвижимости суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что данному земельному участку соответствует вид разрешенного использования, указанный в пункте 1.2.9 Методических указаний: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что требования ОАО "Тольяттимолоко" необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А55-27660/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов применительно к 17 видам разрешенного использования (пункт 1.2 Методических указаний).
Перечисленные в Методических указаниях виды разрешенного использования земельных участков соответствуют видам и составу территориальных зон и правовым режимам земельных участков, поименованных в статьях 1, 34, 35, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2015 г. N Ф06-20203/13 по делу N А55-27660/2013