г. Казань |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А06-704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2014 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-704/2014
по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани к Муниципальному образованию "Город Астрахань", администрации города Астрахани о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 1 584 853,72 руб., с участием третьих лиц: Муниципального автономного учреждения здравоохранения "Центр сестринского ухода" в лице ликвидационной комиссии, г. Астрахань, Финансово-казначейского управления администрации города Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани (далее - УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к администрации города Астрахани о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 1 584 853,72 руб.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 16.04.2014 к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Муниципальное образование "Город Астрахань".
К участию в деле в качестве третьих лиц судом так же привлечены: Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Центр сестринского ухода" в лице ликвидационной комиссии (далее - МАУЗ "Центр сестринского ухода", учреждение), Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе УПФР в Ленинском районе г. Астрахани с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении искового заявления. Также Управление ходатайствует о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Астрахани возражает против доводов УПФР в Ленинском районе г. Астрахани и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по исковым заявлениям УПФР в Ленинском районе г. Астрахани задолженность за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и 2012 год по страховым взносам и пени с Муниципального автономного учреждения здравоохранения "Центр сестринского ухода" взыскана решениями Арбитражного суда Астраханской области от 16.05.2013 по делу N А06-1655/2013, от 18.04.2012 по делу N А06-981/2013, от 27.02.2013 по делу N А06-8193/2013, от 06.05.2013 по делу N А06-1368/2013.
Данные решения вступили в законную силу, исполнительные листы были выданы УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, впоследствии предъявлены на исполнение в службу судебных приставов. Однако исполнительные листы были возвращены в Управление без исполнения по причине нахождения учреждения в стадии ликвидации.
На обращение УПФР в Ленинском районе г. Астрахани об уплате задолженности Управление по образованию и науке администрации города Астрахани направило ответ от 27.08.2013 N 30-08-01-378, в котором указало, что задолженность МАУЗ "Центр сестринского ухода" включена в реестр кредиторов и направлена в составе промежуточного ликвидационного баланса в Межрайонную ИФНС России N 1 по Астраханской области. Оплата указанной задолженности в связи с отсутствием финансирования будет производиться в соответствии с действующим законодательством ликвидационной комиссией после продажи имущества учреждения, и согласно статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь, после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Постановлением администрации города Астрахани от 17.02.2012 "О реорганизации управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани" управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани реорганизовано путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани. Администрация города Астрахани постановила определить управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по здравоохранению администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
Финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани предписано производить финансирование расходов, необходимых на обеспечение деятельности комитета по здравоохранению в пределах средств, ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансирование деятельности управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и комитета по здравоохранению администрации города Астрахани.
Постановлением администрации города Астрахани от 15.02.2013 "О реорганизации управления по образованию и науке администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани" управление по образованию и науке администрации города Астрахани реорганизовано путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани. Управление по образованию и науке администрации города Астрахани определено правопреемником прав и обязанностей комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
В Постановлении Финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани предписано производить финансирование расходов, необходимых на обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани в пределах средств, ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансовое обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани, комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани.
Бюджет муниципального образования "Город Астрахань" утвержден решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.12.2012 N 258 "О бюджете муниципального образования "Город Астрахань" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань" содержится в приложении к решению.
Управление по образованию и науке администрации города Астрахань указано в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань".
УПФР в Ленинском районе г. Астрахани обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Муниципального образования "Город Астрахань" в пользу Управления задолженности по страховым взносам и пени в сумме 1 584 853,72 руб., в том числе: задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части пенсии, в сумме 1 030 998,69 руб.; пени, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части пенсии, в сумме 46 165,79 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование накопительной части пенсии, в сумме 166 260,96 руб.; пени, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование накопительной части пенсии, в сумме 7353,70 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумме 317 551,27 руб.; пени, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхованиям в сумме 16 523,31 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о ненадлежащем предъявлении кредитором требований ввиду несоблюдения истцом правила о необходимости предъявления соответствующего требования к основному должнику, что исключает возможность предъявления истцом требования к ответчику в порядке субсидиарной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции, также обоснованно заключил о нижеследующем.
В данном случае к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Факт наличия денежного обязательства у МАУЗ "Центр сестринского ухода" перед истцом и факт его неисполнения подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Постановлением администрации города Астрахани от 08.08.2012 N 6947 принято решение о ликвидации МАУЗ "Центр сестринского ухода".
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 названного Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Таким образом, обязательными условиями привлечения собственника имущества автономного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам ликвидируемого учреждения являются недостаточность денежных средств данного учреждения и факт заявления ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что УПФР в Ленинском районе г. Астрахани заявляла спорные требования ликвидационной комиссии учреждения.
Кроме того, доказательством факта недостаточности денежных средств учреждения в отношении ликвидируемого учреждения является промежуточный ликвидационный баланс, который в соответствии с положениями пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с постановлением администрации города Астрахани от 31.12.2013 N 11743 срок ликвидации МАУЗ "Центр сестринского ухода" продлен до 15.05.2014.
Как указывает администрация города Астрахани в отзыве на кассационную жалобу, промежуточный ликвидационный баланс до настоящего времени не утвержден, реализация имущества должника не произведена, процедура ликвидации учреждения не завершена.
При данных обстоятельствах, судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований УПФР в Ленинском районе г. Астрахани.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 по делу N А06-704/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 названного Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.
...
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что УПФР в Ленинском районе г. Астрахани заявляла спорные требования ликвидационной комиссии учреждения.
Кроме того, доказательством факта недостаточности денежных средств учреждения в отношении ликвидируемого учреждения является промежуточный ликвидационный баланс, который в соответствии с положениями пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 февраля 2015 г. N Ф06-19572/13 по делу N А06-704/2014