г. Саратов |
|
03 октября 2014 г. |
Дело N А06-704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Астрахани (ИНН 3015056690, ОГРН 1023000840257, адрес местонахождения: 414056, г. Астрахань, ул. М. Максаковой, 14, 1)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июля 2014 года по делу N А06-704/2014 (судья Бочарникова Г.Н.)
по иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Астрахани
к Муниципальному образованию "Город Астрахань" (адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6),
Администрации города Астрахани (ИНН 3015009178, ОГРН 1033000821809, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6)
о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 1 584 853,72 руб.,
третьи лица: Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Центр сестринского ухода" в лице ликвидационной комиссии (ИНН 301606348, ОГРН 1113016002538, адрес местонахождения: 414056, г. Астрахань, пл. Покровская, 1),
Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани (ИНН 3015009410, ОГРН 1023000869836, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6),
при участии в судебном заседании представителей:
УПФР в Ленинском районе г. Астрахани - не явился, извещен,
Муниципального образования "Город Астрахань" - не явился, извещено,
Администрация города Астрахани - не явился, извещен,
Муниципального автономного учреждения здравоохранения "Центр сестринского ухода" - не явился, извещено,
Финансово-казначейского управления администрации города Астрахани - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе г.Астрахани (далее - УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, Управление) с исковым заявлением к Администрации города Астрахани о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 1 584 853 руб. 72 коп.
Определением суда от 16.04.2014 к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Муниципальное образование "Город Астрахань".
К участию в деле в качестве третьих лиц судом так же привлечены: Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Центр сестринского ухода" в лице ликвидационной комиссии, Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани.
Решением от 21 июля 2014 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении заявленного требования отказал.
УПФР в Ленинском районе г. Астрахани не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Муниципальное образование "Город Астрахань" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле письменные отзывы не представили.
УПФР в Ленинском районе г. Астрахани извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98864 5 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Муниципальное образование "Город Астрахань", Администрация города Астрахани извещены о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98865 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 98867 6 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Центр сестринского ухода" в лице ликвидационной комиссии в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ (заказное письмо N 98866 9 вернулось в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи "Истек срок хранения"). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 12 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по исковым заявлениям УПФР в Ленинском районе г. Астрахани задолженность за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и 2012 год по страховым взносам и пени с Муниципального автономного учреждения здравоохранения "Центр сестринского ухода" взыскана решениями Арбитражного суда Астраханской области от 16.05.2013 по делу А06-1655/2013, от 18.04.2012 по делу А06-981/2013, от 27.02.2013 по делу А06-8193/2013, от 06.05.2013 по делу А06-1368/2013.
Данные решения вступили в законную силу, исполнительные листы были выданы УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, впоследствии предъявлены на исполнение в службу судебных приставов. Однако исполнительные листы были возвращены в Управление без исполнения по причине нахождения учреждения в стадии ликвидации.
На обращение УПФР в Ленинском районе г. Астрахани об уплате задолженности Управление по образованию и науке администрации города Астрахани направило ответ от 27.08.2013 N 30-08-01-378, в котором указало, что задолженность МАУЗ "Центр сестринского ухода" включена в реестр кредиторов и направлена в состав промежуточного ликвидационного баланса в Межрайонную ИФНС России N 1 по Астраханской области, оплата указанной задолженности в связи с отсутствием финансирования, будет производиться в соответствии с действующим законодательством ликвидационной комиссией после продажи имущества учреждения и согласно статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь, после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Постановлением Администрации города Астрахани от 17.02.2012 "О реорганизации управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани" постановлено: реорганизовать управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани. Определить управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по здравоохранению администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
Финансово - казначейское управление администрации города Астрахани производит финансирование расходов необходимых на обеспечение деятельности комитета по здравоохранению в пределах средств ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансирование деятельности управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и комитета по здравоохранению администрации города Астрахани.
Постановлено реорганизовать управление по образованию и науке администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани. Определить управления по образованию и науке администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
В Постановлении Финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани предписано производить финансирование расходов необходимых на обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани в пределах средств ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансовое обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани, комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани.
Бюджет муниципального образования "Город Астрахань" утвержден решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.12.2012 N 258 "О бюджете муниципального образования "Город Астрахань" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань" содержится в приложении к решению.
Управление по образованию и науке администрации города Астрахань указано в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань".
УПФР в Ленинском районе г. Астрахани обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Муниципального образования "Город Астрахань" в пользу УПФР в Ленинском районе г. Астрахани задолженность по страховым взносам и пени в сумме 1 584 853,72 рублей, в том числе:
-задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии, в сумме 1 030 998,69 рублей;
-пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии, в сумме 46 165,79 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии, в сумме 166 260,96 рублей;
-пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии, в сумме 7 353,70 рублей задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумме 317 551,27 рублей;
- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхованиям сумме 16 523,31 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о несоблюдении истцом правила о необходимости предъявления соответствующего требования к основному должнику и исключает возможность предъявления истцом требования в порядке субсидиарной ответственности к ответчику.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В данном случае к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Факт наличия денежного обязательства у МАУЗ "Центр сестринского ухода" перед заявителем и факт его неисполнения подтверждаются материалами дела, и не оспаривается сторонами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Аналогичное правило содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Однако, исключая субсидиарную ответственность собственника имущества автономного учреждения (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации), федеральный законодатель сохранил прежнюю редакцию пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Постановлением Администрации города Астрахани от 08.08.2012 N 6947 принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения "Центр сестринского ухода".
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума от 22.06.2006 N21) при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 названного Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума от 22.06.2006 N 21 при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Таким образом, обязательными условиями привлечения собственника имущества автономного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам ликвидируемого учреждения являются недостаточность денежных средств данного учреждения и факт заявления ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что УПФР в Ленинском районе г. Астрахани заявляла спорные требования ликвидационной комиссии.
Кроме того, доказательством факта недостаточности денежных средств учреждения в отношении ликвидируемого учреждения является промежуточный ликвидационный баланс, который в соответствии с положениями пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, и содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.02.2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица 02.08.2013 года.
В соответствии с постановлением Администрации города Астрахани от 31.12.2013 N 11743 срок ликвидации МАУЗ продлен до 15.05.2014.
Как указывает Администрация города Астрахани в отзыве на жалобу, ликвидационный баланс до настоящего времени не утвержден, ликвидация предприятия не завершена.
Отсутствие утвержденного промежуточного ликвидационного баланса не позволяет сделать вывод о недостаточности у ликвидируемого МАУЗ "Центр сестринского ухода" денежных средств для удовлетворения требований истца и наличии оснований для привлечения собственника имущества автономного учреждения к субсидиарной ответственности по его долгам.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 17.05.2013 N 26-КГ13-2.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июля 2014 года по делу N А06-704/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-704/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Астрахани, УПФР в Ленинском равйоне, УПФР в Ленинском районе
Ответчик: Администрация г. Астрахани, Администрация Муниципального образования "Город Астрахань", МО "Город Астрахань"
Третье лицо: МАУЗ "Центр сестринского ухода", Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Центр сестринского ухода" в лице ликвидационной комиссии, Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани