г. Казань |
|
09 февраля 2015 г. |
Дело N А12-10584/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Петрова А.Л., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Тимаев Ф.И., Волкова Т.В.) по делу N А12-10584/2014
по исковому заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), при привлечении третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога", о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226, площадью 594+/-9 кв.м, расположенный по адресу Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 54.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебная инстанция исходила из того, что в материалах дела отсутствуют доказательство того, что станционные пути относятся к одному из объектов, перечисленных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Повторно рассматривая дело суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сделал вывод о том, что станционные пути станции Волгоград II, принадлежащие на праве собственности ОАО "РЖД", являются составной частью железнодорожной станции, земли под которыми являются федеральной собственностью.
В кассационной жалобе Министерства, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что станционные пути станции Волгоград II не входит в перечень объектов, которые перечислены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", кроме того, доказательств придания станции Волгоград II статуса железнодорожный материалы дела не содержат.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании 29.01.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 04.02.2015, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1109-р утвержден перечень N 18:67/1 земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области в границах г. Волгограда. В указанный перечень включен земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:21, площадью 21 983 кв.м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54.
Право собственности на указанный земельный участок за Волгоградской областью зарегистрировано 14.09.2005, в результате чего выдано свидетельство о государственной регистрации за N 058968.
Решением комитета по управлению государственным имуществом от 02.11.2009 N 76 утвержден раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:21, площадью 21 983 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54, с целью образования земельных участков с кадастровыми номерами:
- 34:34:050039:71 площадью 19801 кв.м,
- 34:34:050039:72, площадью 717 кв.м,
- 34:34:050039:73, площадью 58 кв.м,
- 34:34:050039:74, площадью 1407 кв.м.
20.11.2009 на образованные земельные участки зарегистрировано право собственности Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи: N 34-34-01/169/2009-443, 34-34-01/169/2009-442, 34-4-01/169/2009-441, 34-34-01/169/2009- 440.
Решением Министерства от 02.11.2012 N 1212 из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:74, площадью 1407 кв.м, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:050039:1226, площадью 594 кв.м, и 34:34:050039:1227, площадью 813 кв.м. В распоряжении указано, что ОАО "РЖД" необходимо обратиться в Министерство за оформлением права на земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226.
Право собственности Волгоградской области на земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:050039:1226 и 34:34:050039:1227 подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.11.2012 N 34-34-01/249/2012-251, 34-34-01/249/2012-252.
Письмом от 01.07.2013 N 363 ОАО "РЖД" обратилось в адрес ТУ Росимущества с просьбой рассмотреть вопрос о регистрации в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:1226, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54, в связи с нахождением на нем объекта имущества - части железнодорожного пути - станционных путей станции Волгоград II, зарегистрированного в собственности ОАО "РЖД", приложив к нему технический паспорт, кадастровый паспорт от 11.07.2013 N 343/300/13-190063, свидетельство о праве собственности.
В соответствии с кадастровым паспортом от 11.07.2013 N 343/300/13-190063 земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226 относится к категории земель: земли населенных пунктов, общая площадь 594 кв.м, разрешенное использование: для эксплуатации части сооружения - станционные пути - станции Волгоград II.
Впоследствии ТУ Росимущество обратилось письмом от 02.10.2013 N 09/13516 в Министерство, которое отказало в безвозмездной передаче спорного земельного участка из собственности Волгоградской области в собственность Российской Федерации в связи с ее нецелесообразностью, поскольку земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226 не относится к категории земель промышленности и иного специального назначения (письмо от 14.11.2013 N 21-16/35332).
Считая, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, ТУ Росимущество обратилось с настоящим требованием.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенного значение для правильного рассмотрения дела.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006 регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), а с 01.07.2006 по настоящее время статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 12790/13, земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Таким образом, ранее действующий порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен с 01.07.2006, участки считаются разграниченными в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 3 2178/11.
В связи с чем земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечня по актам Правительства Российской Федерации изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Из анализа материалов дела следует, что исходный земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:21, общей площадью 21634 кв.м, из которого впоследствии был образован, в том числе, и спорный земельный участок, включен в перечень N 18:67/1, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1109-р, и отнесен к собственности Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 34-34-01/220/2005-257.
Последующий раздел исходного земельного участка с целью образования новых не прекращает права собственности того же публично-правового образования.
Разрешая спор, суд двух инстанций не дали правовой оценки факту разграничения государственной собственности на землю в соответствии с ранее действующим порядком.
В отзыве на иск от 30.06.2014 Министерство указывало, что спорный земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226 (образованный в результате раздела исходного) передан в аренду ОАО "РЖД" по договору от 17.07.2013.
Вместе с тем ОАО "РЖД" на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 является собственником объекта недвижимости - станционных путей станции Волгоград II, площадью 594 кв.м.
Решением Министерства от 02.11.2012 N 1212 земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226, площадью 594 кв.м образовывался с целю технической эксплуатации станционных путей станции Волгоград II площадью 594 кв.м.
Юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего дела являлась правовая оценка отнесения спорного земельного участка разграниченного в установленном порядке к федеральной собственности в силу закона.
Суд апелляционной инстанции, применяя при разрешении спора положения статей 16, 17, 27 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", сделал вывод о том, что земельный участок, на котором размещены железнодорожные станции, является федеральной собственностью в силу закона.
Однако какие-либо правовые выводы относительно правомерности включения исходного земельного участка в перечень N 18:67/1 в судебных актах отсутствуют.
Кроме того, суды не приняли во внимание, что часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяемая во взаимосвязи со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, как один из способов защиты гражданских прав, при этом установив при разрешении дела несоответствие юридического акта иному, имеющий большую юридическую силу, судебный акт принимается в соответствии с последним.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм действующего законодательства и по неполно исследованным обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А12-10584/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, применяя при разрешении спора положения статей 16, 17, 27 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", сделал вывод о том, что земельный участок, на котором размещены железнодорожные станции, является федеральной собственностью в силу закона.
Однако какие-либо правовые выводы относительно правомерности включения исходного земельного участка в перечень N 18:67/1 в судебных актах отсутствуют.
Кроме того, суды не приняли во внимание, что часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяемая во взаимосвязи со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, как один из способов защиты гражданских прав, при этом установив при разрешении дела несоответствие юридического акта иному, имеющий большую юридическую силу, судебный акт принимается в соответствии с последним."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф06-19175/13 по делу N А12-10584/2014