г. Казань |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А06-3543/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Макаровой Н.А. (по доверенности от 19.01.2015 N 7),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет", Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово,
на определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А06-3543/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр детского творчества и оздоровления "Волжанин", г. Астрахань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Астраханской области, г. Астрахань, третьи лица: Правительство Астраханской области, администрация муниципального образования "Приволжский район", о признании права собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр детского творчества и оздоровления "Волжанин" (далее - ООО "Центр детского творчества и оздоровления "Волжанин", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 237 174 кв.м, кадастровый номер 30:09:150101:69, из категории земель особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием под детскую здравницу, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Яксатовская зона рекреации, с суммы 62 372 018, 52 рублей на его рыночную стоимость в размере 6 639 000 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости с 262, 98 рублей за один квадратный метр, на 28 рублей за один квадратный метр, и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 29.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - Администрация) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение отменить.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 производство по апелляционной жалобе Администрации на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.07.2014 по делу N А06-3543/2014 прекращено.
Администрация, не согласившись с данным определением апелляционного суда, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить, мотивируя неправильным применением судом норм материального и роцессуального права.
В судебном заседании представитель истца, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 16.02.2015 до 14 часов 30 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отчета оценщика от 22.01.2014 и экспертного заключения о соответствии данного отчета требованиям закона от 08.06.2014, как надлежащих доказательств, определившего рыночную стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 01.01.2008.
Суд апелляционной инстанции, прекращая производство по апелляционной жалобе Администрации, указал, что обжалуемое решение суда не затрагивает права и интересы указанного лица.
Между тем суд апелляционной инстанции при прекращении производства по апелляционной жалобе не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и ействий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в фере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 20.08.2004) и пунктом 1 статьи 61.5 (в редакции, действующей с 01.01.2015) земельный налог по нормативу 100% зачисляется в юджеты поселений.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13, несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и униципалитетов.
Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в удебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Следовательно, в рамках дела об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости получатель земельного налога в лице уполномоченного органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, также имеет правовой интерес в участии в судебном процессе.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции не может затрагивать прав и законных интересов Администрации, преждевременен, основан на неправильном применении норм процессуального права и повлек принятие неправильного судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене, дело - передаче в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А06-3543/2014 отменить, направить дело в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 20.08.2004) и пунктом 1 статьи 61.5 (в редакции, действующей с 01.01.2015) земельный налог по нормативу 100% зачисляется в юджеты поселений.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13, несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и униципалитетов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2015 г. N Ф06-20852/13 по делу N А06-3543/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20852/13
11.12.2014 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19247/13
21.10.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9424/14
29.07.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3543/14