г. Казань |
|
27 февраля 2015 г. |
Дело N А55-14782/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителя:
истца - Радаевой Л.В., доверенность от 19.11.2014 N 500,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного учреждения Самарской области "Организационный центр спортивных мероприятий"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2014 (судья Веремей Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-14782/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" к государственному автономному учреждению Самарской области "Организационный центр спортивных мероприятий" о взыскании 329 094,48 руб., с участием третьего лица: открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Самараэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к государственному автономному учреждению Самарской области "Организационный центр спортивных мероприятий" (далее - ГАУ СО "ОЦСМ", ответчик) о взыскании 329 094,48 руб. задолженности за потребленную электроэнергию и мощность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГАУ СО "ОЦСМ" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, истец в ноябре 2013 года в одностороннем порядке без согласия ответчика изменил условия договора, установив ответчику вместо первой ценовой категории четвертую, и на этом основании увеличил размер оплаты на 329 094,48 руб. за уже оплаченный ответчиком период (июль-ноябрь 2013 года).
Представитель ОАО "Самараэнерго" в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 01.01.2013 между ОАО "Самараэнерго" (Гарантирующий поставщик) и ГАУ СО "ОЦСМ" (Государственный заказчик) был заключен государственный контракт на энергоснабжение N 20-2046э, согласно которому Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Государственному заказчику, а Государственный заказчик оплачивает поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 2.1.1 контракта Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять поставку энергии (мощности) Государственному заказчику в объемах, указанных в приложении N 1э (1-м) к контракту.
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что объемы потребления электрической энергии (мощности), объемы оказанных услуг за расчетный период определяются по показаниям расчетных приборов учета электрической энергии (мощности) и расчетов, произведенных в соответствии с приложением N 4 к контракту, в том числе на основании представленных в соответствии с пунктами 3.1.6, 3.1.7 государственного контракта сведений.
В пункте 3.1.4 контракта стороны согласовали, что Государственный заказчик производит оплату электрической энергии (мощности) и оказанных услуг в порядке и сроки, установленные разделом 4 контракта.
На основании пункта 3.2.5 контракта Государственный заказчик имеет право выбрать ценовую категорию и условия почасового планирования потребления электрической энергии в порядке и в случаях, определенных нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно разделу 4 контракта Государственный заказчик оплачивает фактически принятые в расчетном периоде объемы электрической энергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам. Определение стоимости электрической энергии (мощности) и оказанных услуг осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Для целей расчетов электрической энергии (мощности) применяется ценовая категория, выбранная Государственным заказчиком в порядке и сроки, установленные нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2.1.3 контракта Гарантирующий поставщик обязан руководствоваться подписанными Государственным заказчиком и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, чьи электрические сети и энергопринимающие устройства непосредственно технологически присоединены к электрическим установкам Государственного заказчика, актами разграничения балансовой (имущественной) принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, определяющими место исполнения обязательств субъектов розничных рынков по контракту.
ОАО "МРСК Волги" представило ОАО "Самараэнерго" сведения о потребителях, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) сеть и переданным в аренду ОАО "МРСК Волги" по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом ("последняя миля").
По данным ОАО "МРСК Волги", энергопринимающие устройства ответчика в точках поставки, содержащиеся в договоре, а именно: ПС Солнечная Ф-71, присоединены к переданным по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в аренду ОАО "МРСК Волги" объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) сеть.
В этой связи истец произвел перерасчет стоимости поставленной ответчику электроэнергии за июль-ноябрь 2013 года исходя из четвертой ценовой категории, поскольку условия технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика обязывали рассчитываться именно по этой цене, и выставил 30.12.2013 корректировочные счета-фактуры, в соответствии с которыми стоимость электроэнергии (мощности) увеличилась на сумму 329 094,48 руб.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электроэнергии и наличие у него задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против заявленного иска, указал, что изменение порядка расчетов за электроэнергию, а именно - применение истцом в расчетах за потребленную электрическую энергию четвертой ценовой категории без внесения изменений в договор, является неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судами, сумма исковых требований составляет разность между стоимостью электрической энергии, определенной исходя из первой ценовой категории, и стоимостью электрической энергии, определенной исходя из четвертой ценовой категории. При этом объем поставленной (принятой) электрической энергии сторонами не оспаривался. Спор заключается в определении ценовой категории в расчетах между истцом и ответчиком за поставленную электроэнергию в спорном периоде.
Материалами дела подтверждается, что ответчик является потребителем, энергопринимающие устройства которого присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду третьему лицу объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), согласно пункту 81 которых цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Пунктом 81 Основ ценообразования также предусмотрены отдельные особенности определения стоимости оказанных услуг, в частности, расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
В силу пункта 81 Основ ценообразования гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, начиная с 01.01.2013 применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно пункту 86 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям.
В соответствии с пунктом 97 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте.
Также пунктом 97 Основных положений предусмотрены особенности выбора варианта тарифа отдельными категориями потребителей. В частности, установлено, что потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
В соответствии с пунктом 86 Основных положений при расчетах как по четвертой ценовой категории, так и по шестой ценовой категории стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.
Согласно подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", вступившего в законную силу 12.06.2012, настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 по выбору варианта тарифа отдельными категориями потребителей и порядка расчета стоимости (с шин генераторного напряжения, потребителей "последней мили") носят императивный характер и должны применяться сторонами независимо от согласованного сторонами в договоре варианта тарифа или порядка расчета стоимости.
Поэтому правомерен вывод судов о том, что определение стоимости электроэнергии исходя из первой ценовой категории потребителям, получающим электроэнергию по точкам "последней мили", является невозможным в силу прямого указания пункта 81 Основ ценообразования, пункта 97 Основных положений, поскольку в отношении таких потребителей стоимость электроэнергии должна быть определена исходя из четвертой или шестой ценовых категорий.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N ВАС-8349/14 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2014 N 306-ЭС14-3201.
Таким образом, ответчик был вправе выбрать между четвертой и шестой ценовыми категориями, предполагающими применение двухставочного тарифа. Ответчик не направил уведомление о выборе четвертой или шестой ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию (мощность) и не воспользовался своим правом согласования условия о почасовом планировании потребления электроэнергии.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерной позицию истца, применившего четвертую ценовую категорию (пункты 86, 97 Основных положений), и удовлетворили его требования.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном изменении истцом в одностороннем порядке условий договора о ценовой категории подлежат отклонению.
По общему правилу утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Поскольку в период спорных правоотношений постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 уже действовало, стороны были обязаны применять его императивные положения. Условия договора, не соответствующие этим положениям, ничтожны.
Вопреки доводам заявителя, право выбора ценовой категории не безусловно, а ограничено определенными в законодательстве условиями. Неправильное применение ответчиком законодательства об электроэнергетике, неуведомление гарантирующим поставщиком потребителя об изменившемся законодательстве не освобождают потребителя от обязанности рассчитываться за полученную электроэнергию в порядке, установленном законом и принятыми на его основе подзаконными актами.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А55-14782/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 по выбору варианта тарифа отдельными категориями потребителей и порядка расчета стоимости (с шин генераторного напряжения, потребителей "последней мили") носят императивный характер и должны применяться сторонами независимо от согласованного сторонами в договоре варианта тарифа или порядка расчета стоимости.
Поэтому правомерен вывод судов о том, что определение стоимости электроэнергии исходя из первой ценовой категории потребителям, получающим электроэнергию по точкам "последней мили", является невозможным в силу прямого указания пункта 81 Основ ценообразования, пункта 97 Основных положений, поскольку в отношении таких потребителей стоимость электроэнергии должна быть определена исходя из четвертой или шестой ценовых категорий.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N ВАС-8349/14 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2014 N 306-ЭС14-3201.
...
По общему правилу утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Поскольку в период спорных правоотношений постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 уже действовало, стороны были обязаны применять его императивные положения. Условия договора, не соответствующие этим положениям, ничтожны."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2015 г. N Ф06-19757/13 по делу N А55-14782/2014