г. Казань |
|
05 марта 2015 г. |
Дело N А12-20905/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "АгатВолгаСервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.08.2014 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-20905/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгатВолгаСервис", г. Волгоград, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград о признании недействительным решения от 14.03.2014 N 13-03-5-02/682, с участием третьих лиц: Лиманова Сергея Петровича, г. Волжский Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор", Московская область,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АгатВолгаСервис" (далее - ООО "АгатВолгаСервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган) от 14.03.2014 N 13-03-5-02/682.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.08.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "АгатВолгаСервис", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа (далее - АПК РФ) с кассационной жалобой, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в Волгоградское УФАС России поступило заявление Лиманова С.П. (входящий от 15.11.2013 N 3294) с жалобой на отказ в предоставлении комплекта зимних шин по акции, проводимой ООО "АгатВолгаСервис".
В ходе рассмотрения заявления сотрудниками Волгоградского УФАС России произведен осмотр Интернет-сайта http://agat-group.com/volgograd/, результаты которого зафиксированы в акте от 28.11.2013 N 89-Р.
Так, антимонопольным органом установлено, что на странице Интернет-сайта, посвященной автомобилю TOYOTA Land Cruiser 200, в разделе "Модельный ряд" указано название модели "Toyota Land Cruiser 200", ниже располагается фраза "Король дорог" и цена "От 3 252 000 р.". Ниже размещена презентация акции "При покупке Land Cruiser 200 зимняя резина в подарок!". Ниже на странице представлен обзор на 360°, галерея и размеры автомобиля. После этой записи представлены видеозаписи со ссылкой на особенности данной модели. Ниже представлен перечень возможных комплектаций автомобиля с указанием цен и аксессуары. При нажатии на область, где транслируется презентация об акции по предоставлению комплекта зимних шин, открывается вкладка с условиями акции: "В рамках специальной акции клиентам, при условии приобретения нового автомобиля модели Toyota Land Cruiser 200 у Официальных дилеров/ Уполномоченных Партнеров Тойота участников акции, будет предоставляться комплект зимней резины в подарок. Количество подарков ограничено. Подробности уточняйте в дилерских центрах, участвующих в акции". Область "Официальных дилеров/Уполномоченных представителей Партнеров Тойота" подсвечена как гиперссылка, при переходе по которой открывается новое окно со списком официальных дилеров, среди которых находится и "Тойота Центр Волгоград".
Из приказа ООО "АгатВолгаСервис" от 30.09.2013 N 62/01, Правил проведения акции по поддержке и стимулированию продаж автомобиля Toyota Land Cruiser 200 усматривается, что срок проведения акции - с 01.10.2013 по 31.10.2013 включительно.
В рамках акции участнику акции, приобретшему за наличный расчет автомобиль Toyota Land Cruiser 200 в любой комплектации в период проведения акции, будет предоставляться комплект зимней резины: А/щина NOKIAN HKPL SUV 5 шипов 285/60R18 в количестве 4 шт. В рамках акции участнику акции, приобретшему автомобиль Toyota Land Cruiser 200 в любой комплектации в период проведения акции И воспользовавшемуся кредитной программой "ТУРБО", "Классик", "СТАТУС", "КРЕДИТ 50/50" с соблюдением определенных условий, будет предоставляться комплект зимней резины А/шина NOKIAN HKPL SUV 5 шипов 285/60R18 в количестве 4 шт.
Волгоградское УФАС России пришло к выводу о том, что реклама, размещенная на Интернет-сайте ООО "АгатВолгаСервис" не содержала условий акции "При покупке Land Cruiser 200 зимняя резина в подарок!", которые ставили получение комплекта зимних шин в зависимость от факта покупки автомобиля по конкретной кредитной программе, предлагаемой определенным банком.
Решением Волгоградское УФАС России от 14.03.2014 N 13-03-5-02/682 реклама "При покупке Land Cruiser 200 зимняя резина в подарок!", размещенная на странице Интернет-сайта http://agat-group.com/volgograd/, признана нарушающей пункт 12 части 3, часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Не согласившись с ненормативным правовым актом антимонопольного органа, считая его незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "АгатВолгаСервис" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно письму ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона).
Объектом рекламирования в данном случае является автомобиль Toyota Land Cruiser 200.
Судами правильно отмечено, что информация об акции "При покупке Land Cruiser 200 зимняя резина в подарок!", размещённая на Интернет-Сайте http://agat-group.com/volgograd/ отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы: опубликована на официальном сайте ООО "АгатВолгаСервис" - продавца автомобилей "Тойота" и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на поддержание интереса к объектам рекламирования - автомобилям "Toyota Land Cruiser 200", поскольку стимулирует приобретение именно этой модели автомобиля и дополнительным преимуществам - подаркам в виде комплекта зимних шин.
Информация о специальной акции "При покупке Land Cruiser 200 зимняя резина в подарок!" на странице Интернет-сайта http://agat-group.com/volgograd/ размещена ООО "АгатВолгаСервис", а потому рекламодателем данной публикации является ООО "АгатВолгаСервис".
Достоверная реклама представляет собой такую рекламу, которая содержит необходимое и достаточное количество информации, соответствующей реальной действительности и формирующей у потребителя верное, истинное представление о товаре, его качестве, потребительских свойствах, условиях продажи, потребления и далее.
По смыслу части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ именно на рекламодателе лежит бремя доказывания соответствия действительности распространенных им сведений действительности.
Из представленных ООО "АгатВолгаСервис" документов (копии Приказа ООО "АгатВолгаСервис" N 62/01 от 30 сентября 2013 года и Правил проведения акции по поддержке и стимулированию продаж автомобилей Toyota Land Cruiser 200) следует, что срок действия акции с 01.10.2013 по 31.10.2013 включительно. Согласно вышеназванному Приказу, Правила проведения должны были быть размещены в Уголке потребителя не позднее 01.10.2013.
В рамках акции участнику акции, приобретшему за наличный расчет автомобиль Land Cruiser 200 в любой комплектации в период проведения акции будет предоставляться комплект зимней резины: А/шина NOKIAN HKPL SUV 5 шипов 285/60R18 в количестве 4 (четыре) шт. В рамках акции, участнику акции, приобретшему автомобиль Land Cruiser 200 в любой комплектации в период проведения акции и воспользовавшемуся кредитной программой "ТУРБО", "Классик", "СТАТУС", "КРЕДИТ 50/50" с соблюдением определенных условий будет предоставляться комплект зимней резины А/шина NOKIAN HKPL SUV 5 шипов 285/60R18 в количестве 4 (четыре) шт.
Между тем, антимонопольный орган сделал правильный вывод, что реклама, размещенная на Интернет-сайте ООО "АгатВолгаСервис", не содержала таких условий акции "При покупке Land Cruiser 200 зимняя резина в подарок!", которые ставили получение комплекта зимних шин в зависимость от факта покупки автомобиля по кредитной программе.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав и преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
На основании части 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Судами обоснованно указано, что реклама должна содержать полные условия акции, в том числе, об ограничениях, действующих в период проведения акции.
Судами правомерно не принят довод ООО "АгатВолгаСервис" о том, что до потребителей в рекламе была доведена вся существенная информация, поскольку данную информацию при обращении разъясняли менеджеры организации. При этом полные условия акции доводились до потребителя посредством размещения Правил проведения акции в уголке потребителя, поскольку правила проведения акции являются внутренним локальным актом организации, в то время как реклама акции, размещенная на Интернет-сайте организации, носит яркий привлекательный характер, обращена к неопределенному кругу лиц и формирует интерес к товару у потребителя. Существенная информация должна быть размещена непосредственно в данной рекламе. Кроме того, фраза "Количество подарков ограничено. Подробности уточняйте в дилерских центрах, участвующих в акции" сама по себе не может ассоциироваться у потенциального потребителя с условиями, касающимися каких-либо ограничений действия акции, связанными с зависимостью от кредитных программ.
Кроме того, условия акции, которые определяют возможность получения подарка только при участии покупателя в определенной кредитной программе, являются существенными для потенциального потребителя, поскольку напрямую связаны с условиями приобретения дорогостоящего товара. В результате отсутствия данной существенной информации потребитель, рассчитывая на получение комплекта зимних шин при покупке автомобиля, может быть введен в заблуждение.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.08.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу N А12-20905/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
...
По смыслу части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ именно на рекламодателе лежит бремя доказывания соответствия действительности распространенных им сведений действительности.
...
Согласно пункту 12 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав и преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
На основании части 7 статьи 5 Закона N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2015 г. N Ф06-20876/13 по делу N А12-20905/2014