г. Казань |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А12-8505/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И. Н.,
судей Королевой Н. Н., Галиуллина Э. Р.,
в отсутствие представителей сторон, извещены надлежащим образом - не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2014 (судья Самсонов В. А)
по делу N А12-8505/2014
по исковому заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сингам" о взыскании 140 150,07 рублей, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению государственным имуществом в Волгоградской области обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сингам" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 08.06.2010 N 9266 за период с 10.01.2013 по 04.12.2013 в размере 137 234 руб. 35 коп., пени за период с 11.07.2010 по 04.12.2013 в размере 2915 руб. 72 коп.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2014 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Сингам" в пользу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области взыскана задолженность по арендной плате в размере 48 801 руб. 59 коп., пени в размере 1 036 руб. 83 коп., а всего 49 838 руб. 42 коп. С ООО "Сингам" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 850 руб. 72 коп.
В кассационной жалобе истец просит изменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ООО "Сингам" в пользу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области задолженности по арендной плате в размере 109 075 руб. 20 коп., пени в размере 4 183 руб. 33 коп., а всего 113 258 руб. 53 коп.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 08.06.2010 между Администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Сингам" (арендатор) заключён договор аренды земельного участка N 9267 с кадастровым номером 34:03:180001:838 площадью 2 625 кв. метров, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, квартал 06-02-185, п. Горьковский, для целей, не связанных со строительством, а именно: для размещения некапитальных объектов технологического обеспечения эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов сроком с 19.05.2010 по 19.04.2011.
В отсутствие возражений сторон действие договора N 9267 от 08.06.2010 возобновилось на неопределенный срок в связи с фактическим использованием земельного участка.
Согласно закону Волгоградской области N 33-ОД от 06.04.2012, Постановлению Правительства Волгоградской области N 28-п от 17.04.2012 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области определено в качестве органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей в Российской Федерации является платным.
Согласно абзаца 1 пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 2.4. и 2.6. договора арендная плата за пользование спорным земельным участком установлена сторонами в размере 5 738 руб. 05 коп. в год и подлежит внесению ежемесячно равными долями в течение каждого расчётного периода до 10-го числа текущего месяца.
В силу пункта 2.11. договора размер арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для её расчёта, а также изменения порядка (способа) её расчёта, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов.
Расчёт размера подлежащей внесению арендной платы производится путём умножения удельной кадастровой стоимости земельного участка на его площадь и ряд коэффициентов: Кви (коэффициент вида функционального использования земельного участка), Кдп (коэффициент дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора), Ккан (коэффициент категории арендатора) и Ки (коэффициент индексации).
Размер арендной платы на 2013 год установлен в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области N 424 от 14.05.2013 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановления администрации Волгоградской области N 469-п от 22.08.2011, постановлением Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области".
При этом размер арендной платы за пользование спорным земельным участком определён арендодателем на 2013 год с учётом применения одновременно нового размера кадастровой стоимости и коэффициента индексации.
По расчёту истца, в результате ненадлежащего исполнения ООО "Сингам" своих обязательств по договору аренды у ответчика образовалась задолженность по уплате арендной платы за период с 10.01.2013 по 04.12.2013 в размере 137 234 руб. 35 коп.
На этом основании и руководствуясь положениями пункта 2.12. договора арендодатель начислил ответчику пени за период с 11.07.2010 по 04.12.2013 в размере 2 915 руб.,72 коп.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учётом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчёта, запрета необоснованных предпочтений, учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землёй.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие своё отражение в Постановлении N 582 принципы, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель и вида разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населённом пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешённого использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землёй публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности, которая подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.01.2013) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключённому после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок ещё не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, которым в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 внесено указанное разъяснение, опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013. В связи с этим правовая позиция, изложенная в данном постановлении, является обязательной.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определённые товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Следовательно, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы в соответствии с федеральным законом, с решениями органов государственной власти и местного самоуправления, и не вправе применять другую арендную плату.
Вместе с тем, названное право арендодателя ограничено требованиями федерального закона.
В соответствии с разъяснением Высшего арбитражного суда Российской Федерации, закреплённом абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статья 310 ГК РФ), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год. Данный пункт введён Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 и подлежит применению с этого момента всеми судами.
Постановлением Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" кадастровая стоимость спорного земельного с кадастровым номером 34:03:180001:838 площадью 2 625 кв. метров, предназначенного для размещения некапитальных объектов технологического обеспечения эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов, утверждена на 2013 год в размере 29 298 911, 25 руб.
Пунктом 9 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утверждённых вышеуказанным Постановлением Правительства, установлено, что арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учётом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности одновременного применения при расчете размера арендной платы с 01.01.2013 установленной Постановлением Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка так и коэффициент индексации в размере 1,129.
В силу части первой статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исправление арифметической ошибки в расчетах осуществляется судом вынесшим решение согласно положений части 3 ст. ст.179 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2014 по делу N А12-8505/2014 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И. Н. Смоленский |
Судьи |
Н. Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, которым в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 внесено указанное разъяснение, опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013. В связи с этим правовая позиция, изложенная в данном постановлении, является обязательной.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определённые товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Следовательно, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы в соответствии с федеральным законом, с решениями органов государственной власти и местного самоуправления, и не вправе применять другую арендную плату.
...
В соответствии с разъяснением Высшего арбитражного суда Российской Федерации, закреплённом абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статья 310 ГК РФ), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год. Данный пункт введён Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 и подлежит применению с этого момента всеми судами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2015 г. N Ф06-21119/13 по делу N А12-8505/2014