г. Казань |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А06-8072/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В, Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.10.2014 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-8072/2014
по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 2 г. Астрахани" (ИНН 3017029885, ОГРН 1023000847649) г. Астрахань, к Государственному учреждению - Астраханское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058) г. Астрахань о признании недействительным решения от 05.06.2014 N 322 в части,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 2 г. Астрахани" (далее - Школа, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) от 05.06.2014 N 322 недействительным в части.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014, заявленные требования удовлетворены.
Фонд, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований страхователя отказать.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 12.05.2014 государственным учреждением - Астраханское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, на основании решения управляющего от 21.03.2014 N 05/1-281 проведена документальная выездная проверка муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 2 г. Астрахани" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Проверкой установлено, что выплаты в виде грантов педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений, фактически произведенные учреждением - работодателем (школой) своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования.
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта проверки от 12.05.2014 N 370н/с государственным учреждением - Астраханское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решением от 05.06.2014 N 226 которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в том числе, по неполной уплате, в виде штрафа в размере 150,00 руб., Заявителю предложено уплатить дополнительные страховые взносы в сумме 750,00 руб. и пени в размере 302,45 руб.
Не согласившись с решением Фонда, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой и апелляционной инстанций заявленные страхователем требования удовлетворили.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Судами предыдущих инстанций правомерно указано на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признали решение в обжалуемой части незаконным.
При этом суды обоснованно руководствовались статьями 7, 9 Федерального закона N 212-ФЗ, статьей 2 Федерального закона "О науке и государственно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правомерно указали судебные инстанции, в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
По настоящему делу арбитражными судами установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация г. Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Кроме того, судами правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.
Так, судом в соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, утвержденного постановлением мэра от 24.08.2006 N 1539-м правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.
В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Судами также установлено, что выплаты единовременного пособия молодым специалистам учреждения произведены на основании приказа Комитета по образованию и науке администрации г. Астрахани и приказа Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани от 21.09.2012 N 08-07-433.
В соответствии с постановлением мэра города Астрахани от 04.08.2009 N 2978-м "О социальной поддержке молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений города Астрахани" и на основании пункта 2 приказа от 17.09.2010 N 01-07-590 Комитета по образованию и науке администрации города Астрахани и пункта 2 приказа от 21.09.2012 N 08-01433 Управления по образованию и науке администрации города Астрахани выплаты по социальной поддержке молодым специалистам производятся бухгалтерией комитета (управления) по образованию и науке администрации г. Астрахани.
При изложенных обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о том, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, суд кассационной инстанции признает правильным.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы Фонда являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу N А06-8072/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения материалов проверки, акта проверки от 12.05.2014 N 370н/с государственным учреждением - Астраханское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решением от 05.06.2014 N 226 которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в том числе, по неполной уплате, в виде штрафа в размере 150,00 руб., Заявителю предложено уплатить дополнительные страховые взносы в сумме 750,00 руб. и пени в размере 302,45 руб.
...
Судами предыдущих инстанций правомерно указано на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признали решение в обжалуемой части незаконным.
При этом суды обоснованно руководствовались статьями 7, 9 Федерального закона N 212-ФЗ, статьей 2 Федерального закона "О науке и государственно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2015 г. N Ф06-21735/13 по делу N А06-8072/2014