г. Казань |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А65-10415/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Виноградова А.С., доверенность от 10.10.2014 N 1771,
третьего лица - Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - Бикмухаметовой А.Р., доверенность от 19.01.2015 N 70,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-10415/2014
по заявлению Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево Лаишевского района, общество с ограниченной ответственностью "Заря", д. Ст. Пристань Лаишевского района, Васильев В.П., г. Казань, Демидова Е.Ю., г. Лаишево, Вафина Ф.К., г. Лаишево, о признании незаконными и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения УФАС России по РТ от 24.01.2014 по делу N 06-227/2013 по признакам нарушения Исполнительным комитетом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), отмене предписания от 07.02.2014 по делу N 06-227/2013.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - ООО "Заря"), Васильев В.П., Демидова Е.Ю., Вафина Ф.К.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2014 отменено. В удовлетворении заявленных требований Исполнительному комитету отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Исполнительный комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 отменить, решение суда первой инстанции по данному делу оставить в силе.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 17.03.2015 до 11 часов 00 минут 24.03.2015.
Представители третьего лица - ООО "Заря", а также Васильев В.П., Демидова Е.Ю., Вафина Ф.К., представитель ответчика (до перерыва Павлов С.В. по доверенности от 31.12.2014 N ДМ-02/20371 участвовал в судебном заседании) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу подлежащей удовлетворению в части отказа в удовлетворении требований Исполнительного комитета о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 07.02.2014.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФАС России по РТ была проведена плановая выездная проверка по соблюдению антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом.
По результатам проведения проверки антимонопольным органом было установлено, что Исполнительным комитетом на основании Постановления от 13.04.2012 N 729 передан в собственность ООО "Заря" без проведения обязательной процедуры торгов в форме аукциона земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:113, площадью 500 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Егорьеское сельское поселение, для сельскохозяйственного производства.
УФАС России по РТ возбуждено дело N 06-227/2013 по признакам нарушения Комитетом статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления от 13.04.2012 N 729 о предоставлении ООО "Заря" в собственность земельного участка площадью 500 000 кв.м., для сельскохозяйственного производства, с нарушением процедуры предоставления данной категории земель, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 24.01.2014 было принято решение N 06-227/2013, которым действия Исполнительного комитета были признаны нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, заявителю было выдано предписание от 07.02.2014 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 указанного закона, а именно: отменить постановление от 13.04.2012 N 729 "О предоставлении ООО "Заря" в собственность земельного участка площадью 500 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства"; принять меры по возврату в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:0162. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявитель обосновал свои требования тем, что по договору передачи прав аренды (перенайма) от 12.11.2010 ООО "Заря" переданы права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 24.08.2006 N 1-01-132, то есть произошла переуступка права между ООО "Бимское" и ООО "Заря". Поскольку право аренды на земельный участок возникло еще в 2006 году, при предоставлении земельного участка в собственность ООО "Заря" был соблюден трехлетний срок с момента заключения договора аренды, по истечении которого предусмотрена возможность приобретения участка в собственность (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), и выполнены требования пункта 4 статьи 9 Закона N 101-ФЗ о внесении арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Суд первой инстанции установил, что Комитетом был заключен с ООО "Бимское" договор от 24.08.2006 N 1-01-162 аренды земельного участка общей площадью 314,0794 га., разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер - 16:24:000000:0162 (кадастровые номера обособленных земельных участков 16:24:070801:0008, 16:24:070807:0004, 16:24:070807:0005), сроком на 49 лет с 21.07.2006 по 20.07.2055.
ООО "Бимское" заключило договор передачи права аренды (перенайма) от 12.11.2010 с ООО "Заря", в соответствии с которым ООО "Бимское" передало свои обязанности по договору аренды земельного участка от 24.08.2006 N 1-01-162.
ООО "Заря" обратилось в адрес Главы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением от 11.03.2012 N 131 о внесении в договор аренды с ООО "Заря" изменения в части размежевания земельного участка с кадастровым номером 16:24:07.08.07:004 площадью 50 га., о предоставлении земельного участка с номером 16:24:070807:113 в собственность.
На основании данного заявления Исполнительным комитетом вынесено постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 500 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства от 16.02.2012 N 281, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения площадью 500 000 кв.м., образуемого путем раздела, с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:162, площадью 3 140 794 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Егорьевское сельское поселение. Образуемому земельному участку площадью 500 000 кв.м. установлено разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Исполнительным комитетом вынесено постановление от 13.04.2012 N 729 о предоставлении ООО "Заря" в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 500 000 кв.м, кадастровый номер 16:24:070807:113.
На основании данного постановления Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан заключила с ООО "Заря" договор купли-продажи земельного участка от 26.06.2012 N 252.
Земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:113 ООО "Заря" был размежёван и реализован физическим лицам: Васильеву В.П. (земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:116), Демидовой Е.Ю. (земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:114), Вафину А.К. (земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:115). Физическими лицами зарегистрировано право собственности на данные участки.
Принимая во внимание, что на момент вынесения антимонопольным органом решения и предписания земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:113 был размежёван, собственниками являются физические лица, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Согласно части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным законом - Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (пункт 4 той же статьи).
Обязанность уполномоченного органа по предоставлению в собственность арендатора земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возникает лишь при наличии у данного арендатора права на приобретение таких участков в собственность и при отсутствии установленных законодательством препятствий для их приватизации.
Из содержания названных норм Закона следует, что право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий: 1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; 2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом.
ООО "Заря" пользовалось спорным земельным участком на основании договора с ООО "Бимское" от 12.11.2010.
С заявлением о передаче участка в собственность ООО "Заря" обратилось к главе Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 11.03.2012.
ООО "Заря" не являлось правопреемником ООО "Бимское", спорный земельный участок ООО "Заря" начало использовать в ноябре 2011 года, то есть на момент заключения сделки купли продажи (2012 год) у него не возникло права на его приобретение.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В этой связи является верным вывод суда апелляционной инстанции о нарушении Исполнительным комитетом требований законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и законности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Между тем, отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания антимонопольного органа, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
По смыслу приведенных нормативных положений предписание антимонопольного органа должно иметь своей целью устранение выявленных нарушений антимонопольного законодательства и должно отвечать требованиям законности, определенности, конкретности, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Как установлено судами, в результате размежевания земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:162 образованы и реализованы физическим лицам земельные участки: Васильеву В.П. (земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:116), Демидовой Е.Ю. (земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:114), Вафину А.К. (земельный участок с кадастровым номером 16:24:070807:115), на данные участки зарегистрировано право собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах оспоренное Исполнительным комитетом предписание не отвечает вышеназванным критериям исполнимости, поскольку содержит требование о возврате в муниципальную собственность несуществующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Решение суда первой инстанции в части признания незаконным оспариваемого предписания вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, поэтому у апелляционного суда не имелось правовых оснований для его отмены.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает возможным отменить постановление апелляционного суда в данной части. В остальной части - оставить судебные акты без изменения.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А65-10415/2014 отменить в части отказа в удовлетворении требований Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.02.2014.
Оставить в данной части в силе решение суда первой инстанции от 16.09.2014 по настоящему делу.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А65-10415/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
...
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
...
В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2015 г. N Ф06-21224/13 по делу N А65-10415/2014