г. Казань |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А55-6499/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Герасимова П.П., доверенность от 28.04.2014, Исаева В.Н., доверенность от 28.04.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пески", Министерства имущественных отношений Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-6499/2013
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара (ОГРН 1066315051824) к обществу с ограниченной ответственностью "Пески", г. Самара (ОГРН 1056315033026) о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, с участием третьего лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пески" (далее - ООО "Пески", общество, ответчик) о взыскании 14 445 655 руб. 68 коп., из которых 11 867 553 руб. 16 коп. неосновательного обогащения за период с 29.05.2007 по 31.12.2012, 2 578 102 руб. 52 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2007 по 31.12.2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 решение отменено, исковые требования удовлетворены частично.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.04.2014 отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 и передал дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, ввиду неполноты исследования всех обстоятельств дела.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Самарской области установил, что спорный земельный участок находится в составе земель лесного фонда и полномочным органом, имеющим право на распоряжение названным участком, является Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, и решением от 02.09.2014 в удовлетворении иска отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 решение суда первой инстанции от 02.09.2014 отменено, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в пользу Министерства неосновательное обогащение в размере 1 397 282 руб. 49 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 139 156 руб. 69 коп. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество и Министерство обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами. При этом Общество просит обжалуемый судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Общество ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции требований статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда и отсутствие у истца полномочий на распоряжение названным участком был установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области по другим делам (N А55-4337/2011, N А55-25652/2013) между теми же лицами и не нуждался в доказывании по настоящему делу; на Приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 30.12.2008 N 435, которым подтверждается нахождение Самарского лесничества, куда входит спорный земельный участок, в пределах границ земель лесного фонда, а не земель иных категорий, к которым на территории Самарской области отнесено только Тольяттинское лесничество; признание в судебном порядке незаконными действий по изготовлению лесных планов 2008 г., установленное в рамках дела N А55-15555/2008, не свидетельствует об исключении данных земельных участков из состава земель лесного фонда, общество не привлекалось к участию в рассмотрении названного спора; в рамках дела N А55-29587/2014 решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2015 признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в предоставлении в аренду спорного земельного участка, содержащийся в сообщении от 16.09.2014 N 2705-02/14707 и т.д.
Министерство, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения в полном объеме.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 24.03.2015 до 31.03.2015, по окончанию которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Истец, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 02.09.2014, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Пески" обратилось в Министерство с заявлением о представлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара площадью 12 396 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор".
Представленными выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2012 подтверждается, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Пески" на праве собственности - летние домики N N 1-20.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.05.2013 N 339 были внесены изменения в распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.05.2010 N 536, утверждена схема расположения земельного участка площадью 12 396 кв. м занимаемого базой отдыха, относящегося по категории к землям населённых пунктов, в пределах территории зоны природных ландшафтов (Р-3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, расположенного по адресу: Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор", на кадастровом плане (кадастровой карте) кадастрового квартала N 63:01:0801001.
Обращаясь с настоящим иском, Министерство указало, что общество с момента государственной регистрации права собственности пользуется земельным участком в целях эксплуатации объектов недвижимости под размещение турбазы без внесения платы.
В подтверждение факта использования ответчиком земельного участка площадью 12 396 кв. м истец представил акт осмотра земельного участка от 13.05.2013, заявление общества от 02.04.2012 в Министерство о предоставлении земельного участка площадью 12 396 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" для использования под базу отдыха, с приложением градостроительного обоснования размера и вида использования.
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 30.03.2013 подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок отсутствуют.
Полагая, что ООО "Пески" в отсутствие заключенного договора аренды и оформленного в установленном порядке права на земельный участок, в связи с его фактическим пользованием сберегло денежную сумму в размере арендной платы за период с 29.05.2007 по 31.12.2012 в сумме 11 867 553 руб. 16 коп., рассчитанную в соответствии с действующим в указанный период Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утверждённым Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 с учетом ограничивающих рост арендной платы постановлений Правительства Самарской области от 24.04.2009 N 227, от 22.12.2010 N 660, от 30.12.2011 N 881, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
ООО "Пески" заявленные исковые требования не признало. Со ссылкой на информацию, представленную Отделом водных ресурсов по Самарской области и Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, указало, что иск заявлен ненадлежащим истцом, поскольку спорный земельный участок является лесным участком, находящимся в водоохраной зоне. Общество также заявило о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, доказательств перевода земель спорного участка лесного фонда в земли поселений в материалы дела не представлено, а факт нахождения лесного участка в составе административных границ городского округа Самара не является достаточным основанием для возникновения права распоряжения им Министерством имущественных отношений Самарской области. При этом суд исходил из преюдициально установленных обстоятельств по делу Арбитражного суда Самарской области N А55-4337/2011, N А55-25652/2013.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что судом при новом рассмотрении дела в нарушение статьи 289 АПК РФ не принято во внимание толкование закона, изложенное в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2014 об отмене решения и постановления суда первой и апелляционной инстанций, которое обязательно для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, из которого следует, что уполномоченным органом по распоряжению спорным участком является Министерство.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов, полномочиями по распоряжению которыми наделено Министерство со ссылкой на аналогичную позицию, высказанную судом кассационной инстанции в судебных актах по делам N А55-32358/2012, N А55-13445/2013.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, не приняты во внимание обстоятельства данного конкретного дела и преюдициально установленные обстоятельства по делам Арбитражного суда Самарской области N А55-4337/2011, N А55-25652/2013, на которые правомерно ссылался суд первой инстанции при отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.08.2010 ООО "Пески" в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 12 396 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0801001:594, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор", занимаемого объектами недвижимости, используемыми под базу отдыха и прилегающей территорией в собственность за выкуп.
Испрашиваемый земельный участок был впервые поставлен на временный кадастровый учет 16.06.2010, и ему был присвоен кадастровый номер 63:01:0801001:594.
Письмом от 04.03.2011 Министерство отказало ООО "Пески" в предоставлении вышеуказанного земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в 76 квартале Самарского лесничества, что послужило основанием для обжалования названного отказа Министерства в Арбитражный суд Самарской области в рамках дела N А55-4337/2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 по делу N А55-4337/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2011 отказ от 04.03.2011 Министерства в предоставлении ООО "Пески" в собственность земельного участка площадью 12 396 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" признан незаконным. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пески".
Суд первой и апелляционной инстанции, признавая оспариваемый отказ Министерства незаконным, исходили из того, что испрашиваемый ООО "Пески" земельный участок не относится к землям лесного фонда, поскольку исключен из государственного лесного реестра с 01.01.2011 во исполнение постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008, материалы дела не содержат доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2011 судебные акты суда первой и апелляционной инстанции по делу N А55-4337/2011 отменены, в удовлетворении заявленных требований ООО "Пески" отказано. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о нахождении испрашиваемого земельного участка в составе земель лесного фонда. При этом суд принял во внимание материалы лесоустройства Самарского лесничества, приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2012 N ВАС-82/12 отказано в передаче дела N А55-4337/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2011.
ООО "Пески" обратилось с заявлением о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2011 по делу N А55-4337/2011 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2012 в удовлетворении заявления о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2011 по делу N А55-4337/2011 по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
При вынесении определения от 22.11.2012 суд кассационной инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции сторонам и суду было известно о постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008, кроме этого, суд исходил из отсутствия данных о том, что материалы лесоустройства Самарского лесничества (куда входит испрашиваемый земельный участок) отменены либо признаны незаконными судебными актами, в том числе по делу N А55-15555/2008.
Таким образом, судом кассационной инстанции по делу N А55-4337/2011 установлен факт нахождения испрашиваемого ООО "Пески" земельного участка в составе земель лесного фонда.
В рамках дела N А55-25652/2013 ООО "Пески" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в аренду земельного участка площадью 12 396 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор", содержащегося в сообщении от 27.11.2013 N 12-1/2525/13 и об обязании в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 по делу N А55-25652/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства в предоставлении в аренду спорного земельного участка, содержащийся в сообщении от 27.11.2013 N 12-1/2525/13; обязал Министерство в месячный срок по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пески" путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 12 396 кв. м, кадастровый номер 63:01:0801001:914, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" и направления проекта договора аренды.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 по делу N А55-25652/2013 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.08.2014 по делу N А55-25652/2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
При вынесении постановления суд кассационной инстанции указал, на то, что судебные акты по делу N А55-4337/2011 приняты конкретно в отношении спорного земельного участка, соответственно полномочия у Министерства имущественных отношений Самарской области по распоряжению земельным участком, относящимся к землям лесного фонда, отсутствуют. Положением о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, к полномочиям данного органа отнесено предоставление в аренду лесных участков, заключение соответствующих договоров аренды, в том числе проведение аукционов по продаже права на заключение таких договоров. Поэтому общество обратилось с заявлением о предоставлении участка в аренду к ненадлежащему, неуполномоченному лицу.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 306-КГ14-5953 отказано Министерству в передаче кассационной жалобы на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.08.2014 по делу N А55-25652/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу о том, что при вынесении настоящего судебного акта в силу положений статьи 69 АПК РФ невозможно не учитывать изменение фактических обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по конкретному спорному земельному участку по делам N А55-4337/2011, N А55-25652/2013 из которых следует, что земельный участок площадью 12 396 кв. м, кадастровый номер 63:01:0801001:914, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" находится в составе земель лесного фонда и полномочным органом по распоряжению данным земельным участком является Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
Кроме этого, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 30.12.2008 N 435, из которого следует, что к лесничествам, относящимся к землям иных категорий в Самарской области, относится только Тольяттинское лесничество, а остальные 17 лесничеств, в том числе Самарское, находятся на землях лесного фонда. Данным Приказом установлены границы, из которых прямо следует, что Самарское лесничество расположено на землях лесного фонда.
Кроме того, суд указал, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 01.01.2015 согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда. Аналогичный порядок был предусмотрен и ранее действующим пунктом 5.2.7. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" для перевода земель лесного фонда в другую категорию требуется издание акта Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда, расположенных в границах городского округа Самара, в земли иных категорий до настоящего времени не принято.
Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательства перевода земель спорного участка лесного фонда в земли поселений в материалах дела отсутствуют.
Закон Самарской области от 25.02.2005 N 61-ГД "Об установлении границ городского округа Самара Самарской области" согласование о включении лесных участков в земли населенных пунктов, в том числе спорного участка Самарского лесничества, с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации не проходил.
Сам по себе факт нахождения лесного участка в составе административных границ городского округа Самара, не является достаточным основанием для возникновения права на распоряжение им у Министерства имущественных отношений Самарской области.
Положением о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, предусмотрено, что к полномочиям данного органа отнесено предоставление в аренду лесных участков, заключение соответствующих договоров аренды, в том числе проведение аукционов по продаже права на заключение таких договоров.
Следовательно, в компетенцию Министерства имущественных отношений Самарской области не входит распоряжение спорным лесным участком.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2011 по делу N А55-4337/2011, от 23.03.2011 по делу N А55-13209/2010, от 27.08.2014 по делу N А55-25652/2013.
В Постановлении от 21.12.2011 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 90 УПК РФ, статья 61 ГПК РФ, статья 69 АПК РФ). В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О, от 20.02.2014 N 259-О, от 25.09.2014 N 2200-О, от 25.09.2014 N 2258-О, от 06.11.2014 N 2528-О).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, судебные акты по делу N А55-4337/2011 и N А55-25652/2013 были приняты с участием тех же сторон, что и в настоящем деле.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ООО "Пески" в пользу Министерства неосновательного обогащения и процентов с учетом доказанности факта нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда и отсутствия у Министерства полномочий по распоряжению указанными землями, что в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ не подлежало доказыванию вновь при рассмотрении арбитражными судами настоящего дела с участием тех же лиц, является законным и обоснованным.
Выводы апелляционного суда о невыполнении судом первой инстанции указаний суда кассационной инстанции, изложенной в постановлении от 22.04.2014, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно абзацу 2 пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Направляя дело на новое рассмотрение, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 22.04.2014 указал на неполноту исследования всех обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, необходимость оценки доводов и возражений сторон об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда или к лесным участкам, расположенным в границах населенного пункта (городские леса), то есть на землях иных категорий, позволяющих отнести участок к землям населенных пунктов, уполномоченным органом по распоряжению которыми является Министерство, а исходя из установленного - правомерность примененного порядка исчисления платы за пользование и его размера. При этом суд кассационной инстанции указал, что выводы о полномочиях Министерства по распоряжению городскими лесами, в том числе и спорному участку, если он относится к городским лесам, следуют и из постановлений суда кассационной инстанции по делам N А55-32358/2012, А55-13445/2013.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что суд первой инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции, как это предусмотрено абзацем 2 пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ, установил и исследовал обстоятельства возникшего спора, в части, касающейся факта отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда или населенных пунктов и полномочий истца по распоряжению им.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции, при данных конкретных обстоятельствах, с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по конкретному спорному земельному участку по делам N А55-4337/2011, N А55-25652/2013, отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и взыскания с ответчика неосновательного обогащения и процентов.
При названных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции принято при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу N А55-6499/2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Направляя дело на новое рассмотрение, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 22.04.2014 указал на неполноту исследования всех обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, необходимость оценки доводов и возражений сторон об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда или к лесным участкам, расположенным в границах населенного пункта (городские леса), то есть на землях иных категорий, позволяющих отнести участок к землям населенных пунктов, уполномоченным органом по распоряжению которыми является Министерство, а исходя из установленного - правомерность примененного порядка исчисления платы за пользование и его размера. При этом суд кассационной инстанции указал, что выводы о полномочиях Министерства по распоряжению городскими лесами, в том числе и спорному участку, если он относится к городским лесам, следуют и из постановлений суда кассационной инстанции по делам N А55-32358/2012, А55-13445/2013."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2015 г. N Ф06-22542/13 по делу N А55-6499/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22542/13
22.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15381/14
02.09.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6499/13
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9785/14
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9785/14
17.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9785/14
22.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4344/13
21.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17888/13
23.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6499/13