г. Казань |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А55-9331/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплёвой М.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-9331/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капстрой" (ОГРН 1076316000199, ИНН 6316117503), г. Самара, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Самара, об установлении кадастровой стоимости, с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Красноярского района Самарской области, Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Капстрой" (далее - ООО "Капстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах бывшего п/х КМЗ им. Ленина, площадью земельного участка 2 000 000 кв.м, категория земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, с кадастровым номером 63:26:0000000:610 равной рыночной стоимости в размере 99 004 886 рублей.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2014 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Красноярского района Самарской области.
Заявлением от 16.09.2014 ООО "Капстрой" в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах бывшего п/х КМЗ им. Ленина, площадью земельного участка 2 000 000 кв.м, категория земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, с кадастровым номером 63:26:0000000:610 равной рыночной стоимости в размере 96 860 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2014 изменено, по делу принят новый судебный акт. Апелляционный суд установил кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах бывшего п/х КМЗ им. Ленина, площадью 2 000 000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеющего кадастровый номер 63:26:0000000:610, равной его рыночной стоимости - 99 004 886 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, не согласившись с решением и постановлением, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления Общества - отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.04.2015 до 13 часов 50 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Капстрой" на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, в границах бывшего п/х КМЗ им. Ленина, площадью земельного участка 2 000 000 кв.м, категория земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, с кадастровым номером 63:26:0000000:610. Право собственности истца на спорный земельный участок зарегистрировано 03.03.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.05.2012.
Распоряжением Правительства Самарской области от 06.05.2013 N 262-р Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано сформировать и представить до 20.05.2013 в Министерство перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:610 составляет с 25.11.2013 193 100 000 руб. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, истец обратился в суд с указанным иском, при этом в обоснование требования истцом представлены следующие доказательства:
- отчет об оценке N 004-14-04, составленный специалистами ООО "Алгоритм" 27.03.2014, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 99 004 886 руб. или 49,5 руб./кв.м;
- отчет об оценке N 004-14Л, составленный специалистами ООО "Алгоритм" 15.08.2014, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 13.11.2013 составляет 96 860 000 руб. или 48,42 руб./кв.м.
Исходя из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 281-О-О указано, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость; такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка; заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, суды правильно исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как указано выше, постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 составляет 193 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных нормативных актов и правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, изменил решение суда, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2013 согласно отчету об оценке N004-14-04, составленному специалистами ООО "Алгоритм" 27.03.2014.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельного участка.
Из материалов дела следует, что выводы, содержащиеся в заключении эксперта, ответчиком и третьими лицами не опровергнуты. Доказательства, подтверждающие иную рыночную стоимость этого земельного участка, в материалах дела отсутствуют. О назначении судебной экспертизы стороны не ходатайствовали.
Как следует из материалов дела, ответчик заявил ходатайство о привлечении к участию в деле Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и ООО "ГКР" в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Частью 1 статьи 51 АПК РФ предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Отклоняя указанное ходатайство и руководствуясь статьей 51 АПК РФ, арбитражный суд правильно исходил из того, что в данном случае предметом спора не является законность установления кадастровой стоимости земельного участка, истец как собственник земельного участка воспользовался предоставленным ему правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
В целом доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А55-9331/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных нормативных актов и правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, изменил решение суда, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2013 согласно отчету об оценке N004-14-04, составленному специалистами ООО "Алгоритм" 27.03.2014.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф06-21868/13 по делу N А55-9331/2014