г. Казань |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А06-6770/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2014 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 (председательствующий судья - Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-6770/2014
по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 5 города Астрахани", г. Астрахань (ИНН 3017029910, ОГРН 1023000851114) к Государственному учреждению - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3015019945, ОГРН 102300328058) о признании недействительными решения от 27.05.2014 N 310 в части взыскания штрафа в размере 50 руб., пени в сумме 6 256,15 руб., а также доначисления страховых взносов в сумме 250 руб. и требования от 20.06.2014 N 310 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 5 города Астрахани" (далее - МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 5 города Астрахани", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, орган контроля, ответчик) о признании решения от 27.05.2014 N 310 в части взыскания штрафа в размере 50 руб., пени в сумме 6 256,15 руб., а также доначисления страховых взносов в сумме 250 руб. и требования от 20.06.2014 N 310 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов недействительными.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Фонд обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 28.04.2014 Фондом проведена проверка МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 5 города Астрахани" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании средств плательщиком страховых взносов, по результатам которой составлен акт проверки от 28.04.2014 N 197.
В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 125 000 руб., а также дополнительно начислены страховые взносы в сумме 250 руб. с вознаграждений физическим лицам за счет полученных грантов в 2013 году Ахметвалиевой А.С., Булычевой О.В., Матвеевой О.В., Поляковой И.В., Сутуеву З.Г.
По результатам рассмотрения акта проверки, 27.05.2014 Фондом принято решение N 310 о привлечении МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 5 города Астрахани" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 50 руб.
Кроме того, решением фонда МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 5 города Астрахани" предложено уплатить пени по страховым взносам в сумме 256,15 руб.
Фондом в учреждение было направлено требование от 20.06.2014 N 310 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Принимая оспариваемое решение, учреждение, исходило из того, что заявителем нарушены нормы Федерального закона N 125-ФЗ.
Согласно статье 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы в 2011-2012 годы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного, в том числе в рамках трудовых отношений и включаются в базу для начисления страховых взносов, за исключением сумм не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 20.2 Федерального закона N 125 -ФЗ, в который приведен перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами.
Учитывая, что вознаграждения физическим лицам за счет полученных грантов (безвозмездной помощи) в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не поименованы, такие выплаты, произведенные организацией-работодателем своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования таких выплат.
По мнению фонда, ссылка заявителя, что гранты относятся к компенсационным выплатам несостоятельна, так как компенсационные выплаты - это выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, расходы, затраты, нанесенный ущерб. Однако работники учреждения не понесли никаких расходов и затрат, и гранты не относятся к денежным выплатам, признанным возместить работникам затраты, следовательно, понятие гранта не относится к компенсационным выплатам.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признали решение в обжалуемой части незаконным.
При этом суды обоснованно руководствовались статьями 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьей 2 Федерального закона "О науке и государственно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правомерно указали судебные инстанции, в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
По настоящему делу арбитражными судами установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация г. Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Кроме того, судами правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.
В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра от 07.11.2006 N 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Согласно приведенной норме, выплаты единовременного пособия молодым специалистам учреждения, являются государственными пособиями, то есть относятся к необлагаемым выплатам.
При изложенных обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о том, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, суд кассационной инстанции признает правильным.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы Фонда являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А06-6770/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признали решение в обжалуемой части незаконным.
При этом суды обоснованно руководствовались статьями 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьей 2 Федерального закона "О науке и государственно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-22419/13 по делу N А06-6770/2014