г. Казань |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А06-1062/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2014 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-1062/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Налча Махир, г. Волжский Волгоградской области, к Астраханской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10311020/090713/0003279, об обязании таможенный орган возвратить таможенные платежи в сумме 236 511,59 руб., оплаченные по декларации на товары N 10311020/090713/0003279, о взыскании судебных расходов в размере 40 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Налча Махир (далее - ИП Налча Махир, предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Астраханской таможни (далее - Астраханская таможня, таможенный орган), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10311020/090713/0003279, об обязании Астраханской таможни возвратить ИП Налча Махир таможенные платежи в сумме 236 511 руб. 59 коп., оплаченные по ДТ N 10311020/090713/0003279, о взыскании судебных расходов в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2014 требования ИП Налча Махир удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/090713/0003279, обязал Астраханскую таможню возвратить ИП Налча Махир таможенные платежи в сумме 236 511 руб. 59 коп., оплаченные по ДТ N 10311020/090713/0003279.
Кроме того, с Астраханской таможни в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Астраханская таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.07.2013 между ИП Налча Махир (Покупатель) и ASYA OTOMOTIV ITHALAT VE IHRACAT (Турция) (Продавец) заключен контракт N 12, по условиям пунктов 1.1., 1.2. которого Продавец обязуется продать товар - транспортное средство MERCEDES-BENZ TRAVEGO 17 SHD, 2007 года выпуска, VIN NMB63201213244441, и передать относящиеся к нему товаросопроводительные документы в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется оплатить товар.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. контракта общая сумма контракта составляет 35 700 евро, в стоимость товара входит стоимость упаковки, маркировки, погрузки, налогов и доставки на условиях СРТ-Астрахань.
Предпринимателем произведено таможенное оформление поставки товара по ДТ N 10311020/090713/0003279, таможенная стоимость ввезённого товара определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом в таможенный орган представлены контракт от 01.07.2013 N 12, инвойс от 03.07.2013 N 0012276, международная товарно-транспортная накладная от 04.07.2013.
10.07.2013 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки оформленной предпринимателем декларации на товар, которым ИП Налча Махир в срок до 07.09.2013 в целях подтверждения (уточнения) сведений о таможенной стоимости предложено представить дополнительные документы.
Запрашиваемые документы заявителем не представлены.
Не согласившись с применением предпринимателем метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, учитывая непредставление запрошенных документов, 11.07.2013 таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10311020/090713/0003279.
Расчет таможенной стоимости производился Астраханской таможней по методу 6 (резервный метод), новая таможенная стоимость рассчитана в соответствии со статьей 10 Соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), ИП Налча Махир доначислены таможенные платежи в размере 236 511 59 коп.
21.01.2014 ИП Налча Махир обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/090713/0003279 в размере 236 511 руб. 59 коп.
Письмом от 27.01.2014 N 15-51/1136 Астраханская таможня сообщила предпринимателю об оставлении его заявления от 21.01.2014 без рассмотрения, поскольку в нарушение статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) к заявлению не приложен документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, а именно документ, отменяющий принятую в процессе осуществления таможенных операций корректировку таможенной стоимости.
ИП Налча Махир, полагая, что бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частями 1, 2 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 статьи 65 ТК ТС).
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (вступил в силу с 01.01.2011).
В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536, и в Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 ТК ТС).
В соответствии со статьей 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 разъяснено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также, если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
То есть, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки его таможенной стоимости.
Судами правомерно отклонена ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости, поскольку в рассматриваемом случае Астраханской таможней не подтверждена объективная невозможность получения или использования такой информации, в том числе из источников специальной таможенной статистики.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отмечено, что цена товара, поставленного по ДТ N 10311020/090713/0003279, указанная в контракте от 01.07.2013 N 12, соответствует цене, указанной в инвойсе, представленном заявителем к таможенном оформлению. При этом идентифицирующие признаки товара, указанные в инвойсе, соответствуют таким признакам, содержащимся в контракте.
То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации Астраханской таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что декларантом заявленная таможенная стоимость подтверждена документально с использованием количественно определенных и достоверных данных, а доказательств наличия предусмотренных статьей 5 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров. Таможенный орган не доказал в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 200 АПК РФ наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости, в нарушение статьи 2 Соглашения не обосновал невозможность последовательного применения методов определения таможенной стоимости.
Оснований для корректировки таможенной стоимости у Астраханской таможни не имелось, в связи с чем доначисление ИП Налча Махир таможенных платежей в размере 236 511 руб. 59 руб. не может быть признано правомерным.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, закреплен в части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Судебная коллегия соглашается с выводом судов о представлении ИП Налча Махир в таможенный орган всех документов, необходимых для решения вопроса о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Необращение заявителя в суд с заявлением об обжаловании действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара не может являться препятствием для удовлетворения требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение заявителем установленного частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании трехлетнего срока на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Астраханской таможни оснований для оставления заявления ИП Налча Махир без рассмотрения и правомерно удовлетворили требования предпринимателя.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о взыскании судебных расходов в размере 40 000 руб.
Как следует из материалов дела, в подтверждение фактического оказания заявителю юридических услуг ИП Налча Махир в материалы дела представлен договор оказания юридических услуг от 06.02.2014 N 2/2014, заключенный между ИП Налча Махир (Клиент) и ООО "ЮФ "ЮрБизнес" (общество), по условиям пункта 1.1 которого общество приняло на себя обязательства по представлению интересов Клиента в Арбитражном суде Астраханской области.
В соответствии с пунктом 5.2. договора от 06.02.2014 N 2/2014 стоимость услуг общества, оказываемых по договору, составляет 40 000 руб. за каждое дело о признании незаконным бездействия Астраханской таможни.
06.02.2014 между ИП Налча Махир и ООО "ЮФ "ЮрБизнес" заключено дополнительное соглашение N 7 к договору оказания юридических услуг N 2/2014 от 06.02.2014, по условиям которого ООО "ЮФ "ЮрБизнес" приняло на себя обязательства по представлению интересов ИП Налча Махир в Арбитражном суде Астраханской области, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей (письмо (отказ) Астраханской таможни от 27.01.2014 N 15-51/1136) по ДТ N 10311020/090713/0003279.
В подтверждение оплаты услуг, предусмотренных договором от 06.02.2014 N 2/2014 и дополнительным соглашением от 06.02.2014 N 7, заявителем в материалы дела представлено платежное поручение от 14.04.2014 N 41.
Суды, установив документальное подтверждение факта понесенных ИП Налча Махир расходов на оплату юридических услуг, учитывая объем оказанных услуг, информацию о стоимости на рынке подобных юридических услуг, руководствуясь критерием разумности, удовлетворили требования предпринимателя о взыскании с таможенного органа судебных расходов в сумме 40 000 руб.
Обжалуя решение судов первой и апелляционной инстанций, таможенный орган указывает, что в нарушение требования части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании предпринимателем при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты.
Коллегия отклоняет данный довод жалобы, поскольку факт излишней уплаты декларантом таможенных платежей подтверждается приложенными к заявлению от 21.01.2014 КТС-1 N 10311020/090713/0003279, платежными поручениями от 08.07.2013 N 94, от 08.07.2013 N 96, от 25.06.2013 N 93.
Довод таможенного органа о непредставлении ИП Налча Махир документов, запрошенных Астраханской таможней в ходе документарной проверки обоснованности заявленной таможенной стоимости товара, суд кассационной инстанции считает несостоятельным, так как истребованные документы отсутствовали у предпринимателя и он не должен был их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судами, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в жалобе, не могут служить основаниями для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу N А06-1062/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необращение заявителя в суд с заявлением об обжаловании действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара не может являться препятствием для удовлетворения требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение заявителем установленного частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании трехлетнего срока на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Астраханской таможни оснований для оставления заявления ИП Налча Махир без рассмотрения и правомерно удовлетворили требования предпринимателя.
...
Обжалуя решение судов первой и апелляционной инстанций, таможенный орган указывает, что в нарушение требования части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании предпринимателем при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-22150/13 по делу N А06-1062/2014
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22150/13
23.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10906/14
09.09.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1062/14
11.07.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6420/14