• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2015 г. N Ф06-21054/13 по делу N А55-1907/2014

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Несоответствие ненормативного правового акта органа местного самоуправления закону или иному нормативному акту, в соответствии со статьей 201 АПК РФ, является основанием для признания его судом недействительным, если такой ненормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив незаконность ненормативного акта, суд возлагает обязанность устранить нарушение законных права и интересов заявителя.

Таким образом, для удовлетворения заявленного требования суд обязан не только установить факт несоответствия ненормативного акта нормативному акту, но и установить факт нарушения законных прав и интересов заявителя, назначив и меры по устранению нарушения таких прав и интересов.

Соответственно, суд должен установить наличие либо отсутствие законного права ЗАО "Север-Восток-Транзит" на приобретение в аренду испрошенного земельного участка по основаниям, установленным земельным законодательством, в том числе проверить законность решения межведомственной рабочей комиссии от 03.02.2011 (л. д. 13 т. 1) о формировании земельного участка, в том числе и с учетом мотивов, по которым районная администрация и совет ТОС 12 квартала возражают против предоставления ЗАО "Север-Восток-Транзит" земельного участка.

В частности, как следует из имеющихся в деле замечаний главы администрации Автозаводского района и решения расширенного заседания Совета Территориального общественного самоуправления 12 квартала от 29.02.2012, акта осмотра земельного участка от 10.12.2010 N 5-216 (л. д. 56-62 т. 1), на испрошенном земельном участке расположено одноэтажное кирпичное строение площадью 100 кв. м, на участке находится кафе-бар, осуществляющий торговлю спиртными напитками, при этом в пошаговой близости находятся спортивная площадка, ясли-сад и детский сад.

Данные замечания подлежат оценке судом, учитывая, что предоставлению земельных участков как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством, в соответствии с действовавшими на момент издания оспоренного ненормативного акта статьями 34 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлению земельных участков предшествует обязательное информирование населения о возможном предоставлении земельных участков. Такое информирование направлено также на обеспечение конкуренции, а также на защиту прав смежных землепользователей. Если деятельность лица, намеренного приобрести земельный участок для размещения предприятий общественного питания, связана с реализацией алкогольной продукции, то при предоставлении земельного участка следует учитывать ограничения розничной продажи алкогольной продукции, установленные статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и местным законодательством.

Суд также не установил, по каким именно основаниям заявитель просит предоставить ему в аренду земельный участок. Из имеющегося в деле заявления от 13.04.2005 следует, что заявление обосновано необходимостью реконструкции имеющегося павильона. Реконструкция - это изменение параметров объекта капитального строительства, и общество просило рассмотреть заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, то есть в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Из решения межведомственной рабочей комиссии от 03.02.2011 следует, что земельный участок формируется для целей, не связанных со строительством, то есть в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление общества о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, в деле отсутствует (возможно, с таким заявлением общество и обращалось письмом 24.11.2010, на которое имеется ссылка в отказе от 25.10.2013, но данное письмо в материалах дела отсутствует).

Если общество просило предоставить ему участок для целей, не связанных со строительством, то доводы мэрии о наличии на испрошенной территории объекта недвижимости являются существенными, поскольку на участке, предоставленном для целей, не связанных со строительством, размещение объектов недвижимости не допускается (в частности - пункт 4 Положения мэрии г.о. Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п.). Наличие объектов недвижимости на испрошенном для целей, не связанных со строительством, земельном участке, может служить основанием для вывода о наличии самовольной постройки и принятия ее владельцем действий для ее узаконения в обход статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, что может быть квалифицировано как злоупотребление правом с учетом части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации."