г. Казань |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А49-7682/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Черемушкина Е.Ю. (доверенность от 13.04.2015 N 1247ии/01-15), Устименковой М.П. (доверенность от 13.04.2015 N 1248ии/01-15),
ответчика - Курочкиной М.В. (доверенность от 13.01.2015 N 12), Пимуковой А.Ю. (доверенность от 10.03.2015 N 10),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 (судья Учаева Н.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Захарова Е.И.)
по делу N А49-7682/2014
по заявлению Министерства образования Пензенской области (ОГРН 1025801354149; ИНН 5836011445) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (ОГРН 1045803006138, ИНН 5836013210) о признании частично незаконным представления от 30.06.2014 N 22,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Пензенской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Пензенской области, ответчик) от 30.06.2014 N 22.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной ТУ Росфиннадзора в Пензенской области просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт.
В отзыве Министерство образования Пензенской области, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 24.07.2013 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области заключено Соглашение N 08.Т07.24.0354 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение).
Данное Соглашение было заключено в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2013 N 459 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 N 1113-р.
Предметом указанного Соглашения, о чем отражено в пункте 1.1. Соглашения, является предоставление из федерального бюджета в 2013 году субсидии бюджету Пензенской области на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования) в 2013 году. Согласно пункту 1.3. Соглашения размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Пензенской области, составляет 550 097 200 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пензенской области, по данному Соглашению составляет 137 524 300 рублей. Пунктом 2.3.3. предусмотрены значения показателей результативности предоставления субсидии, в том числе предусмотрено создание 2263 мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий, в том числе количество мест, созданных сверх количества мест, предусмотренных комплексом мероприятий по состоянию на 01.05.2013. В соответствии с пунктом 2.3.4. Соглашения Правительство Пензенской области обязано было представить в Министерство образования и науки РФ заявку о перечислении субсидии.
Как указано в заявке о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области, в 2013 году планируется открытие 2263 мест, в том числе, за счет субсидии из средств федерального бюджета и муниципальных образований - 1136, за счет средств бюджета Пензенской области и муниципальных образований - 583, за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов - 560. Итого - 2279 мест (по "дорожной карте" - 2263 места).
На основании приказа от 19.05.2014 N 38-о ТУ Росфиннадзора в Пензенской области проведена выездная проверка соблюдения Министерством образования Пензенской области бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в части предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 20.06.2014, на который заявителем 26.06.2014 были направлены письменные возражения. По результатам проверки в отношении заявителя вынесено представление от 30.06.2014 N 22.
Пунктом 1 оспариваемого представления заявителю вменяется в вину нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2.3.3. Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования от 24.07.2013 N 08.Т07.24.0354; нарушение выразилось в следующем: Министерством средства субсидии из федерального бюджета в 2013 году использованы неэффективно, а именно: не достигнут наилучший результат - создание мест в количестве 2263 единиц с использованием предоставленной из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования.
Пунктом 2 оспариваемого представления Министерству вменяется в вину не заключение дополнительных соглашений в 2013 году в части изменения по источнику софинансирования к Соглашению. В качестве нормативного акта, который нарушен при этом, указан пункт 4.2. Соглашения. В качестве документов, подтверждающих это нарушение, также указано Соглашение.
Заявитель, полагая, что пункты 1, 2 оспариваемого представления противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Суд первой инстанции отметил, что Правительством Пензенской области 16.01.2014 направлена уточненная заявка о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации в 2013 году к Соглашению. В уточненной заявке указано, что за счет субсидий вводится 1136 мест.
Согласно Отчету об осуществлении расходов бюджета Пензенской области (местных бюджетов), источников финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления этой субсидии освоение выделенной субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году составляет 100%.
Как указано в разделе II Отчета, запланированное значение количества мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий, составляет 2263, достигнутое значение за отчетный период - 2323 места.
В судебном заседании представитель Министерства образования Пензенской области пояснил, в Отчете указано общее количество мест, отраженных в комплексе мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования субъекта Российской Федерации (регионального плана мероприятий ("дорожной карты") структурных изменений в сфере образования), введенных в 2013 году за счет средств федерального бюджета, а также иных источников финансирования, в том числе включая места, введенные без использования средств федерального бюджета. Правомерность указания общего количества мест подтверждена письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.06.2014 N 08-689.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году оценка эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. Со стороны Министерства образования и науки РФ замечаний по представленному Отчету не поступило.
Суд первой инстанции согласился с доводами представителя заявителя о том, что субсидия выделялась на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, что прямо предусмотрено п.1.1. 7 Соглашения. Комплекс мероприятий включает в себя не только создание определенного количества мест, но и другие формы использования субсидии (приобретение оборудования, приобретение зданий и помещений и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТУ Росфиннадзора в Пензенской области не доказало неэффективность использования бюджетных средств.
Пунктом 4.2. Соглашения предусмотрено, что изменение настоящего Соглашения осуществляется по инициативе сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений к настоящему Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью. То есть это пункт, содержащий общие положения, в том числе и гражданского законодательства, о возможности внесения изменений в договор и о порядке оформления этих изменений. Суть бюджетного нарушения в оспариваемом пункте 2 представления не описана и не подтверждена документально. Вмененное в вину нарушение (незаключение допсоглашений) не связано с нарушением требований бюджетного законодательства в виде неправомерного использования бюджетных средств (растраты, нецелевого либо неэффективного использования).
Таким образом, указал суд первой инстанции, нарушение, изложенное в пункте 2 оспариваемого представления, не является нарушением бюджетного законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора в Пензенской области оспаривает выводы судов, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Довод кассационной жалобы о необоснованном отложении рассмотрения дела судом апелляционной инстанции суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку право суда отложить судебное разбирательство прямо предусмотрено статьей 158 АПК РФ.
Довод кассационной жалобы о грубом процессуальном нарушении суда апелляционной инстанции, выразившемся в том, что судебное заседание суда апелляционной инстанции 14.01.2015 было назначено на 15 час. 20 мин. в двух разных залах суда апелляционной инстанции, в подтверждение чего ответчиком представлена фотография информационного монитора суда, суд кассационной инстанции также отклоняет, поскольку из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 14.01.2015 (том 3 лист дела 147) следует, что судебное заседание было открыто в 15 час. 20 мин., и в нём участвовали представители ТУ Росфиннадзора в Пензенской области. Следовательно, ошибочное, как утверждает ответчик, размещение расписания на информационном мониторе суда не помешало ответчику в реализации своих прав, в частности, права участвовать в судебном заседании.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А49-7682/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 оспариваемого представления заявителю вменяется в вину нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2.3.3. Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования от 24.07.2013 N 08.Т07.24.0354; нарушение выразилось в следующем: Министерством средства субсидии из федерального бюджета в 2013 году использованы неэффективно, а именно: не достигнут наилучший результат - создание мест в количестве 2263 единиц с использованием предоставленной из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования.
...
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2015 г. N Ф06-22879/15 по делу N А49-7682/2014