г. Казань |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А65-12410/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" - Колнсниковой Г.Ф., доверенность от 31.12.2014 N 18, Сахапова И.М., доверенность от 31.12.2014 N 17,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Кошлевой И.Н., доверенность от 11.07.2014 N 13407/КЗИОисх,
Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Кошлевой И.Н., доверенность от 22.08.2014 N 6853/ИК,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2014 (судья Нафиев И.Ф.) и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-12410/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" (ОГРН 1041621004633, ИНН 1655063726), Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, пос. Нижнее Плато, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" (далее - ОАО СК "Татфлот", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г. Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, Комитет), выразившегося в неподготовке и в ненаправлении обществу проекта договора купли-продажи земельного участка по заявлению общества о выкупе земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1, расположенного в г. Казани по ул. Магистральная. Заявлено также требование об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем составления и направления обществу акта установления выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене в размере 2,5% процента от кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,8 рублей), составляющей 11 558 633, 92 рубля.
Суд первой инстанции отдельным определением от 29.08.2014 привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2014 по делу N А65-12410/2014 заявление общества удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие Комитета земельных и имущественных отношений, выразившегося в неподготовке и в ненаправлении заявителю проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральной в г. Казани, в связи с несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. Суд также обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО СК "Татфлот" путем рассмотрения и принятия в месячный срок решения по заявлению общества от 17.09.2013 о предоставлении в собственность за плату испрошенного земельного участка.
В удовлетворении остальных требований суд отказал, придя к выводу о недоказанности наличия у заявителя права на приобретение земельного участка по цене в 2,5% от его кадастровой стоимости.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы ОАО СК Татфлот" и Комитета земельных и имущественных отношений - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет земельных и имущественных отношений просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Считает, что суд пришел к необоснованному выводу о незаконности отказа в предоставлении земельного участка, поскольку Комитет не отказывал в предоставлении земельного участка, и суд не указал, в чем именно выражен отказ. Считает, что заявителем пропущен установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий муниципального органа, поскольку установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка истек 17.12.2013, а заявление в суд подано в мае 2014 года. Обязывая Комитет принять решение по заявлению общества о предоставлении в собственность испрошенного земельного участка, суд не учел, что принятие такого решения в соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования г. Казани входит в компетенцию Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Комитет земельных и имущественных отношений готовит и направляет заявителю проект договора купли-продажи земельного участка только на основании соответствующего положительного решения Исполнительного комитета. По мнению Комитета, действиями либо бездействием Комитета земельных и имущественных отношений законные права и интересы общества не нарушены, поскольку общество пользуется испрошенным земельным участком и препятствий в пользовании ему не создано.
ОАО СК "Татфлот" в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о предоставлении земельного участка по выкупной цене в размере 2,5% от его кадастровой стоимости. Считает, что суд неправильно применил Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18, в соответствии с которым при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования выкупная цена земельного участка составляет 2,5% от кадастровой стоимости. Суды не учли, что общество первоначально обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 17.06.2012 в Министерство имущественных отношений Республики Татарстан, которое на момент обращения являлось органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не была разграничена, в силу абзаца 7 пункта 2 статьи 48 Земельного Кодекса Республики Татарстан, наделявшего Министерство правом распоряжения земельными участками, расположенными в г. Казани, предоставленными акционерным обществам, созданным в процессе приватизации имущества, находившегося в собственности Республики Татарстан. Обращение общества с заявлением о приобретении земельного участка 17.09.2013 в Комитет земельных и имущественных отношений было вызвано отказом Комитета согласовать продажу земельного участка через Министерство имущественных отношений Республики Татарстан.
В судебном заседании представители ОАО СК "Татфлот", Комитета земельных и имущественных отношений поддержали свои кассационные жалобы по изложенным в них доводам. Жалоба Комитета земельных и имущественных отношений поддержана представителем Исполнительного комитета г. Казани.
При этом представитель ОАО СК "Татфлот" не смог пояснить, имелся ли отказ Министерства имущественных отношений Республики Татарстан в предоставлении земельного участка по заявлению, поданному 17.06.2012, сославшись только на отказ Комитета земельных и имущественных отношений согласовать такое предоставление земельного участка. Также признал, что и на момент обращения с заявлением в Комитет 17.09.2013 органом, уполномоченным на распоряжение испрошенным земельным участком, являлось Министерство имущественных отношений Республики Татарстан в силу статьи 48 Земельного кодекса Республики Татарстан, однако в настоящее время право распоряжения участком принадлежит муниципальному органу г. Казани.
В судебном заседании 28.04.2015 был объявлен перерыв до 07.05.2014.
Министерство имущественных отношений Республики Татарстан, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, извещенное о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, представителя в судебное заседание не направило.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, ОАО СК "Татфлот" является собственником одиннадцати объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по ул. Магистральной в г. Казани, площадью 129 280 кв. м с кадастровым номером 16:50:170617:1.
17.09.2013 общество обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка. Комитет письмом от 21.10.2013 N 18151 сообщил обществу о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении земельного участка, однако до апреля 2014 года предусмотренные статьей 36 ЗК РФ действия по предоставлению земельного участка в собственность общества не были совершены. На имевшиеся обращения общества Комитет заявил о пропаже документов и обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества неосновательного обогащения за пользование земельным участком (дело N А65-10640/2014, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2014 в иске отказано по мотиву наличия у ОАО СК "Татфлот" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком).
Суд дал оценку доводам Комитета о пропуске установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействие) муниципального органа, и пришел к выводу о том, что данный срок не пропущен, поскольку Комитет, отвечая 21.10.2013, 19.04.2014 на обращения общества о судьбе его заявления и не совершая действия по рассмотрению заявления, затягивал рассмотрение заявления.
Вывод суда первой инстанции о том, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование действий (бездействия) не пропущен, не соответствует части 4 статьи 198 АПК РФ, в соответствии с которой трехмесячный срок для обжалования действий (бездействия) муниципального органа исчисляется с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его законных прав и интересов. Учитывая, что обжалуется бездействие муниципального учреждения, с учетом пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, установившей месячный срок рассмотрения заявлений о приобретении земельных участков, общество не могло не знать о нарушении его законных прав и интересов оспоренным бездействием муниципального органа уже 17.10.2013, и, соответственно, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок обжалования истек 17.01.2014. Однако приведенные обществом доводы о наличии ответов Комитета о предстоящем рассмотрении заявления по существу на его запросы о судьбе его заявления, с учетом существенного нарушения уполномоченным муниципальным органом установленных законом сроков рассмотрения заявления, могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обжалования.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации) и части 2 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани правом распоряжения земельными участками, расположенными в г. Казани, наделен Исполнительный комитет г. Казани. При этом в соответствии с решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3 Комитет земельных и имущественных отношений как орган Исполнительного комитета города Казани, наделен полномочиями по участию в утверждении землеустроительной документации и подготовке проектов правовых актов Исполнительного комитета о передаче земли в собственность, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование и полномочиями на заключение соответствующих договоров.
Данный вывод судов о том, что на момент обращения общества в Комитет с заявлением от 17.09.2013 о выкупе земельного участка органом, уполномоченным на распоряжение испрошенным земельным участком, являлся именно Исполнительный комитет г. Казани, сделан без учета абзаца 3 статьи 10 Закона о введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшего (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 Земельного Кодекса Республики Татарстан в редакции, действовавшей до 27.05.2014, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах территории города Казани, предоставленными акционерным обществам, созданным в процессе приватизации имущества, ранее находившегося в собственности Республики Татарстан, было предоставлено Кабинету Министров Республики Татарстан.
Суды не установили, был ли испрошенный земельный участок предоставлен ОАО СК "Татфлот" в процессе приватизации государственного имущества Республики Татарстан. Между тем факт создания ОАО СК "Татфлот" в процессе приватизации государственного унитарного предприятия на основании постановления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16.02.2004 N 21 установлен решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2014 по делу N А65-10640/2014, в котором участвовали как ОАО СК "Татфлот", так и Комитет земельных и имущественных отношений, при этом суд установил, что согласно Плану приватизации площадь земельного участка, занимаемого предприятием составляет 245,797 га, в том числе на праве бессрочного (постоянного) пользования 235,1627 га.
Соответственно, суды при рассмотрении настоящего дела должны были установить, какой именно орган - Исполнительный комитет г. Казани, либо Кабинет Министров Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, был уполномочен до 27.05.2014 распоряжаться испрошенным земельным участком.
Данные обстоятельства имеют существенное значение как для оценки законности действий Комитета земельных и имущественных отношений, так и для оценки доводов общества о наличии у него права на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также для принятия в соответствии со статьей 201 АПК РФ решения, обязывающего уполномоченный орган устранить допущенные нарушения законных прав и интересов заявителя, если такие были нарушены.
При этом, как установлено судом первой инстанции, заявитель первоначально обратился с заявлением о выкупе земельного участка в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан до 01.07.2012, что давало ему право, при наличии законных оснований для предоставления земельного участка в собственность, на выкуп земельного участка по цене в 2,5% от кадастровой стоимости.
Суд отверг данный довод, сославшись на то, что данные обстоятельства не имеют отношения к настоящему спору об обжаловании бездействия Комитета земельных и имущественных отношений.
Между тем для установления права собственника недвижимости на приобретение земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установления факта обращения его в уполномоченный на распоряжение испрошенным земельным участком орган до 01.07.2012 при наличии установленных статьей 36 ЗК РФ и указанным пунктом Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации оснований для выкупа земельного участка, вне зависимости от того, оспариваются ли действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан либо Комитета земельных и имущественных отношений, незаконность бездействия того или иного уполномоченного органа, в результате которого было нарушено само право выкупа земельного участка, не влияет на право приобретения земельного участка по льготной цене при наличии предусмотренных законом оснований для реализации такого права.
В зависимости от того, являлся ли органом, уполномоченным на распоряжение испрошенным земельным участком Исполнительный комитет г. Казани либо Кабинет Министров Республики Татарстан, подлежат оценке действия (бездействие) Комитета земельных и имущественных отношений, в компетенцию которого, согласно действовавшего Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность собственникам здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, за плату, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29.05.2013 N 5020, входило принятие заявления о выкупе земельного участка, запрос информации по системе межведомственного взаимодействия, подготовка документов по предоставлению в собственность земельного участка либо об отказе в предоставлении участка, после принятия Исполнительным комитетом решения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении - подготовка проекта договора купли-продажи, его согласование и направление заявителю.
Суд пришел к выводу о том, что неправомерность бездействия Комитета выразилась в неподготовке и в ненаправлении заявителю в установленный законом срок проекта договора купли-продажи земельного участка. Однако в данном случае, если полномочиями по распоряжению испрошенным земельным участком в силу статьи 48 Земельного кодекса Республики Татарстан муниципальный орган не обладал, он должен был, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направить заявление общества компетентному органу, уведомив об этом заявителя.
В любом случае незаконность бездействия Комитета земельных и имущественных отношений, выразившаяся ли в ненаправлении заявления общества в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан либо в нерассмотрении заявления общества в процедуре, установленной статьей 36 ЗК РФ и Административным регламентом, имеет место.
Однако, как правомерно указывает Комитет, у суда не имелось правовых оснований для возложения именно на Комитет земельных и имущественных отношений в порядке статьи 201 АПК РФ обязанности по принятию в месячный срок решения по заявлению общества от 17.09.2013 о предоставлении в собственность за плату испрошенного земельного участка, поскольку принятие такого решения входит в компетенцию Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, а не Комитета земельных и имущественных отношений.
В данном случае такая обязанность, учитывая утрату Кабинетом Министров Республики Татарстан полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными в г. Казани, государственная собственность на которые не разграничена, могла быть возложена исключительно на Исполнительный комитет г. Казани.
При этом принятию соответствующего решения препятствует неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права. Заявление ОАО СК "Татфлот" подано и рассмотрено судом в порядке главы 24 АПК РФ, в делах такой категории в соответствии со статьей 40, частью 2 статьи 200 АПК РФ участвуют заявители и заинтересованные лица, в отношении которых суд, при наличии предусмотренных частью 4 статьи 201 АПК РФ, может возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. АПК РФ не устанавливает правила, согласно которому обязанность по устранению допущенных государственным либо муниципальным органом нарушений законных прав и интересов заявителя может быть возложена исключительно на лицо, чьи действия обжаловались и признаны незаконными. Такая обязанность может быть возложена и на иное привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо, которое наделено полномочиями по совершению действий, направленных на восстановление нарушенного права. Однако суд первой инстанции определением от 29.08.2014 привлек к участию в деле Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, определив их процессуальный статус третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Данный процессуальный статус препятствует возложению судом в порядке статьи 201 АПК РФ обязанности по восстановлению нарушенного права полномочным лицом.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалованных судебных актов в силу статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В суде первой инстанции суду необходимо установить, какой орган был уполномочен распоряжаться испрошенным земельным участком по состоянию на дату подачи обществом заявлений от 17.09.2013 и от 07.06.2012, учитывая доводы общества и имеющиеся в деле доказательства того, что права на испрошенный участок были приобретены в ходе приватизации, и установить наличие или отсутствие законных оснований для отказа в выкупе земельного участка на момент данных обращений. Соответственно - установить в чем выразилось бездействие Комитета земельных и имущественных отношений, в результате которого заявление общества не было рассмотрено и решение по нему не принято, а также установить результат рассмотрения заявления, поданного обществом в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (имелся ли мотивированный отказ в предоставлении земельного участка, либо заявление также не было рассмотрено данным органом по существу). С учетом данных обстоятельств принять решение по существу спора об обжаловании бездействия Комитета земельных и имущественных отношений, разрешив и вопрос о процессуальном статусе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. При наличии предусмотренных частью 4 статьи 201 АПК РФ принять решение о возложении на компетентный орган соответствующей обязанности, направленной на восстановление нарушенного права, учитывая при этом, что порядок принятия решений и совершения уполномоченным органом действий по заявлениям о предоставлении в собственность земельных участков действующим Земельным кодексом Российской Федерации изменен. Необходимо также установить наличие либо отсутствие процессуальных и фактических обстоятельств для восстановления пропущенного заявителем срока на обжалование действия (бездействия) муниципального учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А65-12410/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В суде первой инстанции суду необходимо установить, какой орган был уполномочен распоряжаться испрошенным земельным участком по состоянию на дату подачи обществом заявлений от 17.09.2013 и от 07.06.2012, учитывая доводы общества и имеющиеся в деле доказательства того, что права на испрошенный участок были приобретены в ходе приватизации, и установить наличие или отсутствие законных оснований для отказа в выкупе земельного участка на момент данных обращений. Соответственно - установить в чем выразилось бездействие Комитета земельных и имущественных отношений, в результате которого заявление общества не было рассмотрено и решение по нему не принято, а также установить результат рассмотрения заявления, поданного обществом в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (имелся ли мотивированный отказ в предоставлении земельного участка, либо заявление также не было рассмотрено данным органом по существу). С учетом данных обстоятельств принять решение по существу спора об обжаловании бездействия Комитета земельных и имущественных отношений, разрешив и вопрос о процессуальном статусе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. При наличии предусмотренных частью 4 статьи 201 АПК РФ принять решение о возложении на компетентный орган соответствующей обязанности, направленной на восстановление нарушенного права, учитывая при этом, что порядок принятия решений и совершения уполномоченным органом действий по заявлениям о предоставлении в собственность земельных участков действующим Земельным кодексом Российской Федерации изменен. Необходимо также установить наличие либо отсутствие процессуальных и фактических обстоятельств для восстановления пропущенного заявителем срока на обжалование действия (бездействия) муниципального учреждения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2015 г. N Ф06-21925/13 по делу N А65-12410/2014
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21925/13
26.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16716/14
26.12.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12410/14
26.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12410/14