г. Казань |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А72-11740/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Сабирова М.М., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителя:
ответчика - Гражевича А.В., доверенность от 18.05.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ефремова Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2014 (судья Чудиновой В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-11740/2014
по исковому заявлению государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260) к индивидуальному предпринимателю Ефремову Сергею Владимировичу (ОГРНИП 306732104400012, ИНН 732810327503) о взыскании 787 906 руб. 14 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, учреждение, ГКУ УДХ РБ) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ефремову Сергею Владимировичу (далее - ИП Ефремов С.В.) о взыскании 787 906 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015, исковые требования удовлетворены частично: с ИП Ефремова С.В. в пользу истца взыскан вред в размере 708 801 руб., в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. При неисполнении решения суда с ИП Ефремова С.В. в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу истца по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых, с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, водитель Балыков П.П., управляя транспортным средством седельный тягач РЕНО MAGNUM 470, регистрационный номер К871ЕВ73, с полуприцепом марки КРОНЕ SDP27, регистрационный номер АМ509473 (собственник ИП Ефремов С.В.), осуществлял автоперевозку по маршруту движения Белорецк-Ульяновск а/д Уфа-Инзер-Белорецк (пройденное расстояние 200 км).
02 апреля 2013 года на пункте весового контроля на 22 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк произведено взвешивание вышеуказанных транспортных средств. Результаты взвешивания зафиксированы в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 02.04.2013 N 9 (далее - Акт), согласно которому фактические нагрузки на оси составили: первая ось - 5,95 т, вторая ось - 8,05 т, третья ось - 7,00 т, четвертая ось - 7,25 т, пятая ось - 6,90 т.
В результате было выявлено нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов - превышение нагрузки, с учетом уточненного расчета к акту превышение нагрузки на оси составили: на первую ось - 0,85 т (16%), на вторую ось - 2,95 т (57%); на третью ось - 3,94 т (128%); на четвертую ось - 4,19 т (136%); на пятую ось - 3,84 т (125%), при отсутствии разрешения органов управления дорожным хозяйством на право перевозки тяжеловесных грузов.
Указанное нарушение привело к причинению вреда федеральной автомобильной дороге в размере 708 801 руб., отказ от оплаты которого со стороны ответчика, послужил основанием для обращения учреждения с настоящим иском в арбитражный суд.
Разрешая спор, судебные инстанции исходили из следующего.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р является ГКУ УДХ РБ.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между ГКУ УДХ РБ и государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ СВК РБ), утвержденного председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012, ГКУ СВК РБ приняла себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ СВК РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011, полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон об автомобильных дорогах), пунктом 1.4 Инструкции движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
В соответствии с пунктом 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Указанным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
На дату 02.04.2013 (период неблагоприятных климатических условий, который вводится в весенний период) по автомобильным дорогам Республики Башкортостан действовал порядок временного ограничения или прекращения движения транспортных средств (постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50).
Факт превышения транспортным средством ответчика установленных ограничений по нагрузке на ось при проезде по федеральной дороге установлен актом N 9 от 02.04.2013, который в установленном законом порядке ответчиком не оспаривался.
В акте N 9 от 02.04.2013 указано, что взвешивание произведено на весах N В12А283.
Дата изготовления весов, заводской номер В12А283, июль 2012, первична поверка проведена 28.08.2012.
Истцом на указанные весы представлено руководство по эксплуатации весов на модель весов МВСК А (В) с указанием в нем заводского номера весов - В12А283; сведений о дате изготовления весов - июль 2012, первичной поверке 28.08.2012; содержащего, в том числе, отметку о произведенной последующей поверке 09.09.2013. В подтверждение последующей поверки представлено свидетельство о поверке N 7/2091 от 09.09.2013, срок до 09.09.2014.
Указанные документы ответчик не оспаривал.
Таким образом, на дату 02.04.2013 материалами дела подтверждается достоверность результатов взвешивания, поскольку представлены доказательства годности (поверки) оборудования.
Согласно уточненному расчетному листу к акту превышение нагрузки на оси составил: на первую ось - 0,85 т (16%), на вторую ось - 2,95т (57%); на третью ось - 3,94т (128%); на четвертую ось - 4,19т (136%); на пятую ось - 3,84т (125%), в связи с чем, размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства составит 7 710 руб., 27 330 руб., 68 606 руб., 73 462 руб., 66 785 руб., соответственно, на каждые 100 км (таблица 2 Постановления РБ N 59, расчеты размера (в части превышения свыше 60%) с применением метода математической экстраполяции).
Протяженность участка автомобильной дороги, по которому осуществлялась перевозка тяжеловесного груза, составила 200 км.
Размер платы в счет возмещения вреда составил 708 801 руб. 84 коп. Подробный расчет суммы вреда составлен в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59, от 22.02.2012 N 50 по каждой оси транспортного средства с учетом данных весового контроля, с указанием фактического значения полной массы (в тоннах) с превышением предельного значения, а также с учетом рассчитанной протяженности пути судом проверен и признан верным, ответчиком по существу не оспорен.
Поскольку факт превышения нагрузки на оси и размер ущерба подтвержден материалами дела, судебные инстанции, проверив расчет и признав его верным, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в части возмещения причиненного вреда в размере 708 801 руб.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе об отсутствии достоверных сведений о весовом оборудовании, его поверке, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем отклоняются судебной коллегией, эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм права, связаны с иной оценкой доказательств по делу и направлены на переоценку выводов суда, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А72-11740/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон об автомобильных дорогах), пунктом 1.4 Инструкции движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2015 г. N Ф06-24234/15 по делу N А72-11740/2014