Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2015 г. N Ф06-23575/15 по делу N А57-11143/2014

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судебная коллегия отмечает, что данное формальное требование закона о возможности замены только одного вида разрешенного использования на иной вид разрешенного использования не в полной мере соответствует принципу соответствия установленного вида разрешенного использования его фактическому использованию. На одном земельном участке может находиться несколько объектов недвижимости разного назначения, и в этом случае установленный в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства единственный вид разрешенного использования земельного участка, используемый в целях конкретизации обязательных платежей, может не совпасть с фактическим видом использования земельного участка в связи с множественностью таких фактических видов использования. Не соответствует это и праву землевладельца на осуществление на земельном участке строительства, поскольку назначение планируемого к строительству объекта может не совпасть с установленным видом разрешенного использования земельного участка, но соответствует иным основным видам разрешенного использования. Таким образом, сама формальная невозможность установления в силу пункта 3 статьи 37 ГрК РФ для земельного участка в сведениях кадастрового учета одновременно нескольких видов разрешенного использования, либо всех предусмотренных градостроительным регламентом видов разрешенного использования, по мнению судебной коллегии, не представляется оправданной какими-либо общественными либо публичными интересами. На практике в этом случае землевладельцами предпринимаются меры к разделу земельного участка с установлением различных видов разрешенного землепользования для вновь образованных земельных участков, что только влечет дробление земельных участков с увеличением количества административных процедур. Однако данное ограничение возможности изменения вида разрешенного использования исключительно путем замены одного вида разрешенного использования на иной вид при невозможности сочетания нескольких видов разрешенного использования в сведениях кадастрового учета установлено законом, и суд, разрешая настоящий спор, обязан им руководствоваться в силу статьи 6 АПК РФ.

При этом данный конкретный спор имеет свои особенности: земельный участок используется обществом для рыночной торговли (универсальный рынок), и отнесен к использованию для этих целей постановлением Правительства Саратовской области от 29.04.2013 N 215-П в соответствии с утвержденным планом организации рынков на территории Саратовской области во исполнение статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Данной нормой закона предусмотрены полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определять места расположения рынков на территории субъекта Российской Федерации. Следовательно, при наличии утвержденного плана организации рынков на территории Саратовской области, согласно которому принадлежащий обществу земельный участок отнесен к месту размещения универсального рынка, чем определен в соответствии с данным федеральным законом вид разрешенного использования земельного участка, землевладелец не вправе самостоятельно, без согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и внесения изменений в указанное постановление Правительства Саратовской области, изменять данный разрешенный вид использования участка.

Поскольку органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и администрация, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 12919/11), вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспоренным решением органа кадастрового учета не нарушены его права и законные интересы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

...

решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А57-11143/2014 отменить."