г. Казань |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А65-15343/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца - Вацковой (Тазиевой) Анны Витальевны, паспорт 9214 730 338, Аркавий Н.Ш., ордер от 20.05.2015 N 49,
ответчика - Фурмавнина Д.В., по доверенности от 26.01.2015 N 17Д
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вацковой (Тазиевой) Анны Витальевны
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-15343/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Вацковой (Тазиевой) Анны Витальевны (ОГРН 305164502500100, ИНН 164904226306) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород, о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2014 N 04-14/128/1 о назначении административного наказания, третье лицо: Лениногорская городская прокуратура Республики Татарстан, г. Лениногорск,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вацкова (Тазиева) Анна Витальевна (далее - ИП Тазиева А.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - Росфинмониторинг) от 12.05.2014 N 04-14/128/1 о назначении наказания по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращений производства по делу.
Кроме того, ИП Тазиева А.В. просила о признании незаконным и отмене определения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 19.05.2014 об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административных правонарушениях от 12.05.2014 N 04-14/128/1 и обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене представления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 12.05.2014 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Дела N А65-15343/2014, N А65-18625/2014, N А65-19793/2014 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А65-15343/2014.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечена Лениногорская городская прокуратура Республики Татарстан (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2014 по делу N А65-15343/2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 12.05.2014 N 04-14/128/1 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Тазиевой Анны Витальевны за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, а также определение заместителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении от 19.05.2014, суд признал незаконными и отменил, а производство по делу об административном правонарушении прекратил.
Представление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 12.05.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения признано недействительным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), и отменено. Суд обязал Межрегиональное управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу устранить нарушение прав и законных интересов Тазиевой Анны Витальевны.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 решение суда первой инстанции от 30.10.2014 по делу N А65-15343/2014 в части признания недействительным представления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 12.05.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также в части обязании Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу устранить нарушение прав и законных интересов Тазиевой Анны Витальевны, отменено. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции от 30.10.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, предприниматель обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, проведенной Прокуратурой проверкой в отношении ИП Тазиевой А.В. в порядке надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что предприниматель нарушает требования Федерального закона N 115-ФЗ в части неисполнения индивидуальным предпринимателем, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства об организации внутреннего контроля.
Прокуратура вынесла и направила в Росфинмониторинг для рассмотрения, постановление от 27.03.2014 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ИП Тазиевой А.В., по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением Росфинмониторинга от 12.05.2014 N 04-14/128/1 ИП Тазиева А.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и наложен штраф в размере 50 000 рублей.
Росфинмониторингом вынесено представление от 12.05.2014 N 04-14/128/1 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. В данном предписании предпринимателю предложено принять внутренние организационные меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с вынесенными ненормативными актами, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с примечанием 1 к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом N 115-ФЗ.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль.
Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей; под обязательным контролем - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Подпунктом "д" пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ дополнена частью 2, в соответствии с которой права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Часть 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ вступила в законную силу 30.06.2013.
В силу пункта 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок и сроки постановки на учет определены Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 14.02.2012 N 44.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 N 364 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации (начало действия документа - 08.05.2013, окончание - 05.02.2014).
Подпунктом "г" пункта 2 данного Постановления установлено, что постановке на учет подлежат, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, - в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а равно внесения изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы", вступившего в законную силу с 06.02.2014, установлено, что постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Пунктами 2, 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях; в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Обязанность по разработке и утверждению правил внутреннего контроля возложена на предпринимателей Постановлением Правительства Российской Федерации N 667-ФЗ.
Данные Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливают обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях его осуществления; определяют сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Предусмотренная законодательством обязанность по постановке на учет и по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления предпринимателем соответствующей деятельности.
Постановка на учет и принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности.
Материалами дела установлено, что ИП Тазиевой А.В. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица - 25.01.2005 (ОГРН 305164502500100, ИНН 164904226306).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) от 11.10.2013 N 3059, основным видом экономической деятельности предпринимателя является: предоставление посреднических услуг при покупке, продаже жилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.11).
Предприниматель подлежит постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Необоснованными являются доводы ИП Тазиевой А.В., что она не является субъектом, указанным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку ею не оказываются "предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом", а оказываются "юридические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества".
В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности предпринимателя является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, при этом положения Федерального закона N 115-Ф не связывают исполнение указанных выше обязанностей с фактическим осуществлением предпринимателем посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Для возникновения обязанностей достаточно намерения лица оказывать такие услуги. Намерения осуществлять определенные виды деятельности вытекают из заявлений лица, представленных в органы государственной регистрации, которые отражаются, в том числе в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, Росфинмониторингом доказано наличие в действиях (бездействие) предпринимателя объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности имеются.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным.
Выводы суда апелляционной инстанции о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Признание совершенного правонарушения малозначительным не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения.
Представление Росфинмониторинга от 12.05.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения соответствует Федеральному закону N 115-ФЗ, не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А65-15343/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вацковой (Тазиевой) Анны Витальевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности предпринимателя является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, при этом положения Федерального закона N 115-Ф не связывают исполнение указанных выше обязанностей с фактическим осуществлением предпринимателем посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Для возникновения обязанностей достаточно намерения лица оказывать такие услуги. Намерения осуществлять определенные виды деятельности вытекают из заявлений лица, представленных в органы государственной регистрации, которые отражаются, в том числе в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, Росфинмониторингом доказано наличие в действиях (бездействие) предпринимателя объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности имеются.
...
Выводы суда апелляционной инстанции о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
...
Представление Росфинмониторинга от 12.05.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения соответствует Федеральному закону N 115-ФЗ, не нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2015 г. N Ф06-23776/15 по делу N А65-15343/2014