г. Казань |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А12-32476/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Борисовой Т.Л. по доверенности от 10.01.2014, генерального директора Полянина Е.Е. на основании решения от 31.12.2013 N 10,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр инновационных технологий"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2014 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-32476/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр инновационных технологий", Волгоградская область (ОГРН 1033400634145, ИНН 3436013211) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области о признании незаконными действий в части организации и проведения плановой проверки по вопросу соблюдения платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приемке платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом и поставщиком специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 01.04.2014 по 30.06.2014,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центр инновационных технологий" (далее - ООО "Центр инновационных технологий", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области, инспекция, налоговый орган) в части организации и проведения плановой проверки ООО "Центр инновационных технологий" по вопросу соблюдения платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приемке платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом и поставщиком специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 01.04.2014 по 30.06.2014, проведенной на основании поручения начальника межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 14.07.2014 N 08-73.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2014, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суд от 20.01.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Центр инновационных технологий", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области Левачковой Н.П. от 14.07.2014 N 08-73 в период с 14.07.2014 по 21.07.2014 в отношении ООО "Центр инновационных технологий" проведена проверка по вопросу использования поставщиком специального банковского счета при приеме платежей при осуществлении соответствующих расчетов с платежными агентами за период с 01.04.2014 по 30.06.2014, по результатам которой составлен акт проверки от 21.07.2014 N 35.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде ООО "Центр инновационных технологий" являлось поставщиком услуг по техническому обслуживанию домофонных систем, получало от плательщиков денежные средства за оказанные услуги.
Между ООО "Центр инновационных технологий" и автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа - город Камышин (далее - АУ "МФЦ") 01.08.2010 заключен агентский договор N 15, по условиям которого платежный агент- оператор по приему платежей - АУ "МФЦ" приняло на себя обязательства по перечислению на расчетный счет, не являющийся специальным банковским счетом поставщика, ООО "Центр инновационных технологий" полученные через платежных субагентов платежи от физических лиц за потребленные услуги по техническому обслуживанию домофонных систем.
При этом ООО "Центр инновационных технологий" в проверяемом периоде не использовало специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом - АУ "МФЦ" при приеме платежей физических лиц, что является нарушением части 18 статьи 4, части 4 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
По итогам проверки налоговым органом в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и составлен протокол об административном правонарушении от 21.07.2014 N 53.
Постановлением инспекции от 25.07.2014 N 61 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "Центр инновационных технологий", полагая, что действия Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области по проведению проверки на основании поручения от 14.07.2014 N 08-73 не соответствуют положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в рассматриваемом случае не распространяются на оспариваемые действия налогового органа, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.
Частью 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ предусмотрена обязанность поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, не допускаются (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
Исходя из анализа изложенный норм, следует, что налоговый орган, проводя проверку в отношении ООО "Центр инновационных технологий", действовал в рамках предоставленных ей полномочий. С
Суд предыдущих инстанций, отклоняя доводы общества и указывая на неприменение в рассматриваемом случае положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, обосновано исходили из того, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении надзора в национальной платежной системе.
Положения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ) не регулируют деятельность поставщиков, получающих денежные средства плательщика за реализуемые услуги, и распространяются только на субъектов национальной платежной системы, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ.
При этом как верно указано судами со ссылкой на статьи 2 и 4 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ данный закон не является единственным нормативным актом, осуществляющим правовое регулирование в сфере национальной платежной системы.
Из пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не следует, что положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются только при осуществлении надзора в национальной платежной системе в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ.
Таким образом, суды предыдущих инстанций на основании анализа приведенных норм и фактических обстоятельств по делу, пришли к правомерному выводу о том, что налоговым органом проведена проверка деятельности ООО "ЦИНТ" по исполнению законодательства о национальной платежной системе, в частности, Федерального закона N 103-ФЗ, что исключено из сферы действия Закона N 294-ФЗ и относится к компетенции налоговых органов в силу статьи 7 Закона Российской Федерации N 943-1 от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации".
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно указано на преюдициальное значение вступивших в законную силу судебных актов по делу N А12-27497/2014, вынесенных по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр инновационных технологий" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 25.07.2014 N 61 о привлечении ООО "Центр инновационных технологий" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела N А12-27497/2014 установлено отсутствие грубых нарушений порядка проведения проверки в отношении общества, которые могли бы служить основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, в удовлетворении заявленных требований отказано.
С учетом вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований ООО "Центр инновационных технологий".
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А12-32476/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не следует, что положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются только при осуществлении надзора в национальной платежной системе в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ.
Таким образом, суды предыдущих инстанций на основании анализа приведенных норм и фактических обстоятельств по делу, пришли к правомерному выводу о том, что налоговым органом проведена проверка деятельности ООО "ЦИНТ" по исполнению законодательства о национальной платежной системе, в частности, Федерального закона N 103-ФЗ, что исключено из сферы действия Закона N 294-ФЗ и относится к компетенции налоговых органов в силу статьи 7 Закона Российской Федерации N 943-1 от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации".
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно указано на преюдициальное значение вступивших в законную силу судебных актов по делу N А12-27497/2014, вынесенных по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр инновационных технологий" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 25.07.2014 N 61 о привлечении ООО "Центр инновационных технологий" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2015 г. N Ф06-24243/15 по делу N А12-32476/2014