г. Казань |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А12-30506/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца - Новикова К.М., по доверенности от 20.08.2014 N 53, Супруновой Н.В., по доверенности от 19.11.2014 (б/н), Гунгасова И.В., по доверенности от 20.05.2015 (б/н),
ответчиков - от администрации Волгограда - Романовой В.В., по доверенности от 26.03.2015 N 05-ид/52, от Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда - Касьянова Р.А., по доверенности от 30.01.2015 N 5,
от прокуратуры - Гумерова Г.Р., удостоверение от 14.08.2013 N 147254/416,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета строительства Волгоградской области, Прокуратуры Волгоградской области и администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2014 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Каплин С.Ю., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-30506/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭктоПремиум" (ИНН 3443099611, ОГРН 1103443003696) к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374), Министерству строительства по Волгоградской области (ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251) о признании незаконными решений, распоряжений, постановлений, заинтересованные лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ИНН 3444121098, ОГРН 1053444025920), прокуратура Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭктоПремиум" (далее - ООО "ЭктоПремиум", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило: признать недействительным пункт 1.3 предписания Министерства строительства Волгоградской области от 17.06.2014 N 10-14/11 в части возложения обязанности отменить градостроительные планы земельных участков N RU 343010003733 и N RU 343010003737; признать недействительным пункт 1.4 предписания министерства строительства Волгоградской области от 17.06.2014 N 10-14/11 в части возложения обязанности отменить разрешения на строительство от 22.04.2014 N RU34301000-130/T/14 и от 22.04.2014 N RU34301000-133/A/14; признать недействительным распоряжение от 21.07.2014 N 436-осн Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда об отмене градостроительного плана земельного участка N RU 343010003733; признать недействительным распоряжение от 21.07.2014 N 437-осн Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда об отмене градостроительного плана земельного участка N RU 343010003737; признать недействительным постановление от 29.07.2014 N 895 администрации Волгограда об отмене разрешения на строительство от 22.04.2014 N U34301000-1ЗЗ/Д/14, выданного ООО "ЭктоПремиум" для строительства объекта капитального строительства "Малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по ул. Землячки, д. 58 Г в Дзержинском районе г. Волгограда"; признать недействительным постановление от 29.07.2014 N 896 администрации Волгограда об отмене разрешения на строительство от 22.04.2014 N RU34301000-130/T/14 выданного ООО "ЭктоПремиум" для строительства объекта капитального строительства "Малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по ул. Н/Отрады, 6д в Тракторозаводском районе г. Волгограда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация Волгограда, Прокуратура Волгоградской области и Комитет строительства Волгоградской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЭктоПремиум" предоставлен в аренду на 3 года земельный участок для строительства модульной малогабаритной автозаправочной станции по ул. им. Землячки, д. 58г в Дзержинском районе г. Волгограда, что подтверждается договором с Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 09.08.2012 N 6в, зарегистрированным в Управлении ФСГРКК по Волгоградской области, а так же земельный участок с этой же целью по ул. им. Н. Отрады, д. 6д в Тракторозаводском районе г. Волгограда, что подтверждается договором с Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 09.08.2012 N Зв, зарегистрированным в Управлении ФСГРКК по Волгоградской области.
На данные земельные участки распоряжениями Комитета по градостроительству и архитектуре от 07.04.2014 N 189-осн и N 186-осн утверждены градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ) N RU 343010003737 и N RU 343010003733.
Из положительных заключений негосударственной экспертизы от 19.08.2014 N N 6-1-1-0307-14, 6-1-1-0309-14, выполненных ООО "Сталт-эксперт" (свидетельство об аккредитации N РОСС RU.0001.610159), следует, что для строительства малогабаритных автозаправочных станций блочного типа на указанных земельных участках по заказу заявителя генеральной проектной организацией ООО "ВолгаСпортПроект" (свидетельство о допуске N 34-606-13/247-02 от 26.02.2013.) с участием проектной организации ООО "Степ-М" (свидетельство о допуске N СПО-067- 1-7724048063-01122011 от 01.02.2011.) разработана проектная документация, которая, согласно выводам экспертизы соответствует техническим и градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка и техническому заданию.
Администрацией Волгограда обществу выданы разрешение от 15.04.2014 N RU 34301000-133/Д/14 на строительство: "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по ул. Землячки, дом 58г в Дзержинском районе г. Волгограда" и разрешение от 22.04.2014 N RU34301000-130/T/14 на строительство: "Малогабаритной автозаправочной станция блочного типа по ул. Н. Отрады, 6д в Тракторозаводском районе г. Волгограда".
На основании проверки о соблюдении органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград законодательства о градостроительной деятельности проведенной Министерством строительства Волгоградской области со 02 по 05 июня 2014, составлен акт от 10.06.2014 N 12-14/А, выдано администрации Волгограда предписание от 17.06.2014 N 10-14/11.
Министерством строительства Волгоградской области установлено несоблюдение при проектировании АЗС требований пожарной безопасности, предусмотренные статьей 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) (а именно противопожарных расстояний - 12 м от АЗС до края проезжей части автомобильной дороги 1-3 категорий и 9 м от АЗС до края проезжей части автомобильной дороги 4,5 категорий), что повлекло нарушение части статьи 44 ГрК РФ.
Кроме того, проверкой установлено, что ООО "ЭктоПремиум" не соблюдены условия актов выбора земельных участков содержащихся в заключении комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда от 13.02.2012 N 382-и в части согласования строительства с собственником коллектора и водовода ОАО "Волгоградский моторный завод", МУП "Городской водоканал г. Волгограда".
Во исполнение пунктов 1.3,1.4 Предписания Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда принял распоряжения N 436-осн и N 437-осн от 21.07.14 (об отмене градостроительных планов земельных участков N RU 343010003733 и N RU 343010003737), что послужило основанием для принятия администрацией Волгограда постановлений от 29.07.2014 NN 895, 896 об отмене разрешений на строительство N RU34301000-130/T/14 от 22.04.2014.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ООО "ЭктоПремиум" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем приказа необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта органа государственной власти, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
Статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного Кодекса действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях: принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Исходя из изложенного, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
При отсутствии указанных оснований не может быть отменено ранее выданное застройщику разрешение на строительство, в частности, на строительство от 22.04.2014 N RU34301000-1ЗЗ/Д/14, выданное ООО "ЭктоПремиум" для строительства объекта капитального строительства "Малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по вышеуказанному адресу, на строительство от 22.04.2014 N RU34301000-130/T/14 выданное ООО "ЭктоПремиум" для строительства объекта капитального строительства "Малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по вышеназванному адресу.
В постановлениях администрации Волгограда от 29.07.2014 N 895, 896 об отмене вышеназванных разрешений на строительство не содержится конкретных оснований для отмены разрешений, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения: проводят проверку наличия документом, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается уполномоченным органом на основании заявления Общества с приложением к нему документов, в том числе и градостроительного плана земельного участка.
В составе градостроительного плана указываются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, за пределами которых запрещено строительство зданий (п. 3), информация о градостроительном регламенте (п. 4), информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (п. 5), информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного населения (п. 6), информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 7), границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (п. 8).
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Оснований, предусмотренных частями 7, 13, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывающих на неправомерность действий органа местного самоуправления при выдаче спорных разрешений на строительство не установлено.
Оспоренные обществом "ЭктоПремиум" ненормативные акты являются незаконными, несоответствующими статьям 44, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, части 1 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ, в связи с чем, нарушают законные права и интересы ООО "ЭктоПремиум" в сфере экономической деятельности.
Материалами дела установлено, что АЗС по ул. Землячки, 58г в Дзержинском районе г. Волгограда, и АЗС по адресу им. Н.Отрады, 6д в Тракторозаводском районе г. Волгограда, возводятся обществом в отсутствие нарушений градостроительного законодательства.
В ходе проверки комитетом сделан вывод о не соблюдении обществом при проектировании АЗС требований пожарной безопасности, предусмотренных статьей 71 Федерального закона N 123-ФЗ, а именно противопожарных расстояний - 12 м от АЗС до края проезжей части автомобильной дороги 1-3 категорий и 9 м от АЗС до края проезжей части автомобильной дороги 4,5 категорий.
Данный довод комитета является несостоятельным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
В данном случае, применяя расстояния, указанные в таблице 15, предусмотренные частью 2. статьи 71 Федерального закона N 123-ФЗ для АЗС, министерство строительства и органы муниципального управления оставили без внимания часть 1. статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ, допускающую уменьшение, указанных в таблице 15 противопожарных расстояний.
Таким образом, ссылка подателей жалоб на абзац 5 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которым возможность разработки специальных технических условий обусловлена наличием объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, является несостоятельной. Таблицей 15 предусмотрено, что при проектировании АЗС противопожарное расстояние составляет - 12 м от АЗС до края проезжей части автомобильной дороги 1-3 категорий и 9 м от АЗС до края проезжей части автомобильной дороги 4,5 категорий.
Приказом МЧС России от 28.11.2011 N 710 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.
Материалами дела установлено, что для строительства двух малогабаритных автозаправочных станций блочного типа на спорных земельных участках с целью соблюдения требований пожарной безопасности и в соответствии с Административным регламентом разработаны и согласованы с Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области, специальные технические условия, предусматривающие отступления от действующих норм (заключения нормативно-технического совета, протокол N 58 от 25.12.2013, письма УНЛ ГУ МЧС России по Волгоградской области N 4-2/1513 и N 4-2/1514 от 27.12.2013, заключения негосударственной экспертизы от 19.08.2014N 6-1-1- 0307-14 и N 61-1-0309-14.
Специальные технические условия (СТУ) предусматривают отступления от действующих норм. Согласно п. 2.5. и п. 6.4. СТУ - минимальное противопожарное расстояние до автомобильных дорог соответственно 6 м и 11 м.
Доказательств невозможности согласования таких условий административными органами в материалы дела не представлено.
Земельные участки сформированы и переданы в аренду, такое согласование возможно уже на стадии выполнения строительных работ и не является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности предоставления спорных земельных участков.
В акте проверки Министерства строительства Волгоградской области от 10.06.2014 указано, что при проектировании автозаправочных станций не учтена зона, ограниченная в использовании, для эксплуатации существующих инженерных сетей, которая обозначена на чертежах градостроительных планов земельных участков.
Согласно акту комиссии от 19.03.2012 N АВ-12-16 о выборе земельного участка (трассы) для строительства для размещения объекта: модульной малогабаритной автозаправочной станции выбран земельный участок (учетный номер N3-0-335), расположенный по адресу: по ул. им. Землячки в Дзержинском районе г. Волгограда.
Согласно с пунктом 2 указанного акта в качестве характеристик выбранного земельного участка были обозначено наличие инженерных транспортных коммуникаций: водовод D=700MM И коллектор канализации D=500 мм.
В соответствии с пунктом 4 акта схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории согласована комитетом по градостроительству и архитектуре (заключение N 2534 от 10.11.2011), комитетом земельных ресурсов (заключение б/н от 29.12.2011), департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов (заключение N485/Д от 14.02.2012, комитетом гражданской защиты населения (заключение N 382-и от 13.02.2012).
Акт комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда N АВ-12-15 от 19.03.2012 о выборе земельного участка (трассы) для строительства свидетельствует, что для размещения объекта: модульной малогабаритной автозаправочной станции выбран земельный участок (учетный номер N1-0-157), расположенный по адресу: по ул. Н.Отрады в Тракторозаводском районе г. Волгограда.
В соответствии с пунктом 2 акта в качестве характеристик выбранного земельного участка обозначено наличие инженерных коммуникаций: водоводы D=800MM 2 шт., и D=l000мм.
В соответствии с пунктом 4 акта схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории согласована комитетом по градостроительству и архитектуре (заключение N 2486 от 01.11.2011), комитетом земельных ресурсов (заключение N 428 от 17.01.12.2012), департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов (заключение N 483/Д от 14.02.2012), комитетом гражданской защиты населения (заключение N 379-и от 13.02.2012).
Иных согласований с третьими лицами, акт не предусматривает.
Об отсутствии нарушения прав эксплуатирующей организации, собственника водовода и коллектора канализации свидетельствует то, что 05.02.2014 МУП "Городской водоканал г. Волгограда" выдал технические условия подключения к сетям водоснабжения и водоотведения N 10Д, изменение условий подключения N 147-д от 07.11.12, выданных МУП "Городской водоканал г. Волгограда" (письмо о согласовании проектной документации N 01500и-14 от 20.02.2014).
Приведенные акты утверждены не оспоренными постановлениями администрации Волгограда от 06.06.2012 N 1605 "О предварительном согласовании места размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции по ул. им. Землячки в Дзержинском районе" и N1607 "О предварительном согласовании места размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции по ул. им. Н.Отрады в Тракторозаводском районе".
В соответствии с рабочей документацией АЗС определены расстояния от фундамента АЗС до канализации (К) и водовода (В). Рабочая документация, разработанная ООО "ВолгаСпортПроект" прошла независимую экспертизу, что подтверждено положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по ул. Землячки, 58г в Дзержинском районе г. Волгограда", выполненной ООО "Сталт-эксперт" N 6-1-1-0307-14 и заключением негосударственной экспертизы проектной документации малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по ул. Н. Отрады, 6д в Тракторозаводском районе г. Волгограда", выполненной ООО "Стал-эксперт" N 6-1-1-0309-14 2014.
ООО "ЭктоПремиум" представлены положительные заключения ООО "Стал-эксперт" от 16.04.2014 N 4-1-1-0019-14; N 4-1-1-1-0017-14, из которых следует, что в соответствии с рабочей документацией "малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по ул. Землячки, 58г в Дзержинском районе г. Волгограда" технологические решения 4-186-2013-2-ТХ и "малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по ул. им. Н. Отрады, 6д в Тракторозаводском районе г. Волгограда" технологические решения 4-186-2013-3-ТХ для выдачи топлива потребителям предусмотрены две топливораздаточные колонки модели "Gilbarco SK700-2" 6-ти рукавные на 3 вида топлива с возможностью одновременной работы только одной ТРК (1 рабочая, 1 резервная).
Следовательно, вторая топливораздаточная колонка предусмотрена как резервная, на случай неисправности основной колонки, одновременная работа топливораздаточных колонок невозможна технологически, в связи с чем, выброс вредных веществ в атмосферу не увеличивается, поскольку выдачу топлива осуществляет только одна из двух колонок.
Для расчета обоснования сокращения санитарной защитной зоны АЗС, общество разработало проект, выполненный специализированной организацией имеющей право осуществлять соответствующие проектные работы.
Согласно п.п. 8 п. 7.1.12. СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 - автозаправочные станции, предназначенные только для заправки легковых транспортных средств жидким моторным топливом, с наличием не более 3-х топливораздаточных колонок, в том числе с объектами обслуживания водителей и пассажиров (магазин сопутствующих товаров, кафе и санитарные узлы) относятся к V КЛАССУ, в связи с этим предусматривается санитарно-защитная зона равная 50 м.
В силу пункта 4.3. СанПин для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др).
С целью обоснования установления размеров расчетной санитарно-защитной зоны для модульной малогабаритной АЗС по границе территории в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработан проект, который передан на согласование в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области. В соответствии с экспертным заключением, анализ результатов расчета показал, что к установлению может быть предложена санитарно-защитная зона по границе территории АЗС (размером 0 метров)
Максимальный разовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух рассчитывается в соответствии с Методическим пособием по расчету нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утвержденный письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333.
Согласно пункту 1.6.2. максимальный разовый выброс обычно рассчитывается только для операции закачки нефтепродукта в резервуары, т.к. одновременная закачка нефтепродукта в резервуары и баки автомобилей не осуществляется. При оценке максимальных (разовых) выбросов загрязняющих веществ из резервуаров АЗС в качестве исходных данных принимаются объем (V) нефтепродуктов, сливаемых из автоцистерны в резервуар, максимальная концентрация паров нефтепродуктов в выбросах паровоздушной смеси при заполнении резервуаров, г/куб. в зависимости от конструкции резервуара и климатической зоны, в которой расположена АЗС).
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в процессе эксплуатации АЗС являются: резервуары с нефтепродуктами при их заполнении; топливные баки автомобилей при их заправке; двигатели автомобилей при их движении по территории АЗС, топливораздаточные колонки в расчете максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ не участвуют.
Согласно проекта обоснования установления размеров расчетной санитарно-защитной зоны для "Модульной малогабаритной АЗС" выполненного ООО "КП "Комплекс" в 2011 году при расчёте выбросов паров нефтепродуктов из резервуаров с бензином Аи-95, Аи-92 произведен расчет пролива на двух ТРК.
Таким образом, сокращение санитарно-защитной зоны противоречит пункту 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункту 6.1.2. Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному письмом Ростехнадзора от 24.12. 2004.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А12-30506/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета строительства Волгоградской области, Прокуратуры Волгоградской области и администрации Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.п. 8 п. 7.1.12. СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 - автозаправочные станции, предназначенные только для заправки легковых транспортных средств жидким моторным топливом, с наличием не более 3-х топливораздаточных колонок, в том числе с объектами обслуживания водителей и пассажиров (магазин сопутствующих товаров, кафе и санитарные узлы) относятся к V КЛАССУ, в связи с этим предусматривается санитарно-защитная зона равная 50 м.
...
Согласно проекта обоснования установления размеров расчетной санитарно-защитной зоны для "Модульной малогабаритной АЗС" выполненного ООО "КП "Комплекс" в 2011 году при расчёте выбросов паров нефтепродуктов из резервуаров с бензином Аи-95, Аи-92 произведен расчет пролива на двух ТРК.
Таким образом, сокращение санитарно-защитной зоны противоречит пункту 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункту 6.1.2. Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному письмом Ростехнадзора от 24.12. 2004."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2015 г. N Ф06-23646/15 по делу N А12-30506/2014