г. Казань |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А55-12849/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи: Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-12849/2014
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) к индивидуальному предпринимателю Умарову Рамазану Насруддин-Оглы, г. Самара (ОГРНИП 313631828200050, ИНН 631800528598) о взыскании 3 586 730 руб. 91 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному предпринимателю Умарову Рамазану Насруддин-Оглы (далее - ИП Умаров Р.Н.) о взыскании 3 586 730 руб. 91 коп., в том числе 2 015 830 руб. 60 коп. задолженности по арендной плате за период с 30.12.2008 по 30.06.2013 по договору аренды земельного участка от 22.06.2006 N 027356з, 1 570 900 руб. 31 коп. пени за период с 30.12.2008 по 30.06.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015, взыскано с ИП Умарова Р.Н. в пользу Министерства 218 538 руб. 07 коп., в том числе 184 261 руб. 43 коп. основного долга, 34 276 руб. 64 коп. пени, в остальной части в иске суд отказал.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в соответствии с которым порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при определении размера арендной платы следовало руководствоваться положениями постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), учитывают его.
Установленные Постановлением N 582 порядок определения размера арендной платы, а также условий и сроков её внесения применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, данные правила применены быть не могут.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, ИП Умаров Р.Н. отзыв на кассационную жалобу не представил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Судами установлено и следует из материалов дела, 22.06.2006 между Комитетом по управлению имуществом города Самары (Комитет) и ИП Умаровым Р.Н. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 027365з, в соответствии с которым Комитет являлся арендодателем, а ответчик арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:08 11 003:0017, площадью 392,30 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. М. Горького, д. 78, предоставлено под строительство пристроя к нежилому зданию (кафе "Причал"). По акту приема-передачи от 22.06.2006, который является приложением N 4 к договору, ответчику передан в аренду указанный земельный участок.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с 01.07.2006 наделено полномочиями по предоставлению земельных участков в городском округе Самара для целей строительства. Соответственно в настоящее время Министерство как новый представитель государства в силу закона вправе осуществлять от имени государства все действия как по заключению новых, так и по исполнению ранее заключенных договоров аренды.
Договор аренды от 22.06.2006 N 027365з зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 02.10.2006.
В связи с тем, что ИП Умаров Р.Н. в нарушение требований статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4.4 договора аренды не исполнял обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Министерство просило взыскать с ИП Умарова Р.Н. задолженность по арендной плате за период с 30.12.2008 по 30.06.2013 в размере 2 015 830 руб. 60 коп. и начисленные в соответствии с пунктом 7.2 договора аренды пени исходя из ставки 0,1% от суммы за каждый день просрочки, что за период с 30.12.2008 по 30.06.2013 составило 1 570 900 руб. 31 коп.
Расчет арендной платы произведен Министерством на основании Методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 (с учетом изменений, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 8), исходя из ежемесячного размера арендной платы: за 2008 год - 54 149 руб. 76 коп., за 2009 год - 27 074 руб. 91 коп., за 2010 год - 38 336 руб. 64 коп.; 2011 год - 41 481 руб. 86 коп., за 2012 год - 44 592 руб. 12 коп., 2013 год - 47 842 руб. 17 коп., с 26.02.2013 по 30.06.2013 - 25 310 руб. 13 коп.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
ИП Умаров Р.Н. в суде первой инстанции заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании арендной платы и пени за период с 30.12.2008 по 05.06.2011.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исковое заявление о взыскании задолженности арендной платы и пени за просрочку арендных платежей поступило по почте, было направлено в суд 03.06.2014.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что срок исковой давности за период с 30.12.2008 по 03.06.2011 истек, в этой части правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя о том, что срок исковой давности не истек в связи с тем, что он ранее обращался в Советский районный суд с аналогичным иском, судом отклонен правильно.
В пункте 1 статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, было предусмотрено, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 15 постановления от 15.11.2001 и 12.11.2001 N 18/15 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РСФСР или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.
Суд установил, что определением Советского районного суда г. Самары от 17.12.2013 по делу N 2-4503/13 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
Следовательно, довод Министерства о прерывании срока исковой давности в связи с его обращением в суд общей юрисдикции является необоснованным.
Удовлетворяя заявленные требования за период с 03.06.2011 по 30.06.2013 в размере 184 261 руб. 43 коп., суды пришли к выводу, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Суды указали, что размер арендной платы должен определяться в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, и составлять 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утверждена Методика определения размера арендной платы, в соответствии с которой за период по 25.02.2013 расчет арендной платы производился по формуле А = Скад ? Ка ? Кс ? Ки, где:
А - размер арендной платы за один квадратный метр земельного участка в год;
Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земель, соответствующих виду целевого (функционального и разрешенного) назначения земельных участков;
Ки - коэффициент инфляции, рассчитываемый как произведение индексов-дефляторов инвестиций, предусмотренных в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области на соответствующий период действия договора аренды с момента утверждения кадастровой стоимости земель Самарской области до окончания срока действия договора аренды.
Ка - коэффициент категории арендатора, определяемый в соответствии с таблицей N 1;
Кв - коэффициент, учитывающий виды возводимых объектов на земельных участках, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент, учитывающий виды возводимых объектов для земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 2;
Кс - коэффициент сроков строительства, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент сроков строительства для земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 3.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 8 внесены изменения в Постановление N 308, в соответствии с которыми размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков, установленный в зависимости от периода использования земельного участка, по формуле Ап = Кад ? % (в рамках настоящего спора Министерство исходило из 12,70% от кадастровой стоимости).
Указанное постановление вступило в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу постановления Правительства Самарской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, применяемой при расчете арендной платы, опубликовано 23.01.2013.
Договор от 22.06.2006 был заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения постановлениями Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и от 22.01.2013 N 8 подлежит применению с момента вступления в силу этих нормативных правовых актов и не требует дополнительного изменения договора.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При рассмотрении данного дела судебная коллегия приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, что влечет отмену оспариваемых судебных актов.
Дело в части взыскания арендной платы, исчисленной с применением Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит рассмотреть спор с применением соответствующего порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного органом государственной власти Самарской области, с учетом последующих изменений.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, указанных в настоящем постановлении.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу N А55-12849/2014 в части взыскания с индивидуального предпринимателя Умарова Рамазана Насруддин-Оглы в пользу Министерства строительства Самарской области 218 538 руб. 07 коп. отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. В остальной части судебные акты оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор от 22.06.2006 был заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения постановлениями Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и от 22.01.2013 N 8 подлежит применению с момента вступления в силу этих нормативных правовых актов и не требует дополнительного изменения договора.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
...
Дело в части взыскания арендной платы, исчисленной с применением Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2015 г. N Ф06-23855/15 по делу N А55-12849/2014