г. Казань |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А55-9620/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
истца - Афанасьевой Л.В. (доверенность от 30.12.2014 N 50/14),
ответчика - Бочкарёвой О.Г. (доверенность от 28.01.2015 N 10д),
третьего лица (Министерство имущественных отношений Самарской области) - Нестеровой С.В. (доверенность от 30.12.2014 N 432),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, государственного унитарного предприятия Самарской области "Самарская областная имущественная казна"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 (судья Бредихина Т.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи: Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-9620/2014
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Самарской области "Самарская областная имущественная казна" (ОГРН 1026301419198, ИНН 6315800146) к федеральному автономному учреждению Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии", г. Москва, в лице филиала федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии", г. Самара (ОГРН 1037714063078, ИНН 7714317863) об обязании освободить нежилое здание, при участии третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Самарской области "Самарская областная имущественная казна" (далее - ГУП "Самарская областная имущественная казна") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному автономному учреждению Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (далее - автономное учреждение "Центральный спортивный клуб Армии") об обязании освободить занимаемое нежилое здание площадью 1188,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Искровская, д. 3, взыскании с ответчика суммы оплаченной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в размере 200 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационных жалобах ГУП "Самарская областная имущественная казна" и Министерство имущественных отношений Самарской области (третье лицо по делу) просят отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что вывод судов о том, что спорный объект относится к федеральной собственности, основан на постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1), однако судами не установлен факт использования ответчиком спорного объекта недвижимости на момент вступления в силу указанного постановления.
Заявители жалоб утверждают, что судами не принято во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1992 N 895 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Самарской области" Самарское производственное обувное объединение города Самара, на балансе которого находился спорный объект - здание детского сада, было передано в государственную собственность Самарской области.
В процессе приватизации Самарского производственного обувного объединения спорный объект был изъят из состава приватизируемого имущества и передан в собственность Самарской области.
Постановлением от 27.12.1991 N 3020-1 законодатель разграничил государственную собственность исходя из факта использования объектов недвижимого имущества соответствующими учреждениями и предприятиями той или иной форм собственности, а спорный объект на момент принятия Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 не находилось в пользовании ответчика, а был передан на основании договора на использование недвижимого имущества на правах оперативного управления только 13.03.1997.
В судебном заседании представители истца и третьего лица поддержали доводы кассационных жалоб и просили судебные акты отменить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения кассационных жалоб, просила суд в удовлетворении жалоб отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Арбитражный суд Поволжского округа находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Судами установлено и следует из материалов дела, решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 12.08.1992 N 398 реорганизовано государственное предприятие - фабрика имени 1 Мая, в акционерное общество открытого типа "САМО" с уставным фондом 4980 тыс. руб.
Согласно пункту 9 данного решения на государственное имущество, не переданное на баланс акционерного общества, сохраняется право собственности за Самарским областным Советом народных депутатов, управление этим имуществом сохраняется за Комитетом по управлению государственным имуществом Самарской области.
Согласно приложению N 1 к решению Комитета по управлению имуществом Самарской области от 28.03.1996 N 122 детский сад N 211 по адресу: ул. Искровская, д. 3 исключен из уставного капитала акционерного общества "САМО" и передан в государственную собственность области.
Распоряжением губернатора Самарской области от 10.02.1997 N 26-р в целях создания в Самарской области центра спортивной медицины для оперативного решения спортивных травм и послеоперационной реабилитации спортсменов здание дошкольного учреждения N 211 по адресу: г. Самара, ул. Искровская, д. 3, находящееся в государственной собственности, передано в оперативное управление Центральному спортивному клубу Военно-воздушных сил.
Во исполнение распоряжения губернатора Самарской области от 10.02.1997 N 26-р между Комитетом по управлению имуществом Самарской области, обладающим правами территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, и Центральным спортивным клубом Военно-воздушных сил заключен договор от 13.03.1997 на использование нежилого здания общей площадью 1193,1 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Искровская, д. 3, на праве оперативного управления в целях размещения медицинского диспансера для восстановления спортсменов (л.д. 103-105 т.1).
Решением Департамента управления государственным имуществом от 17.10.2001 N 723 изложен в новой редакции пункт 1 решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 12.08.1992 N 398 и утверждена расшифровка акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.02.1992 обувной фабрики им.1 Мая, куда включено здание детского сада по адресу: г. Самара, ул. Искровская, д. 3.
Согласно выписке из реестра областного имущества, спорный объект внесен в реестр имущества Самарской области 01.10.2003, право собственности Самарской области зарегистрировано 24.12.2003. В дальнейшем данное имущество передано в хозяйственное ведение ГУП Самарской области "Эксон", право хозяйственного ведения зарегистрировано 14.01.2008.
Между истцом и ответчиком был заключен договор от 15.04.2008 N 4473 на аренду нежилого здания площадью 1188,1 кв. м (1-й этаж - комнаты N 1-29; 2-й этаж - комнаты N 1-28, 30), расположенного по вышеуказанному адресу. В соответствии с пунктом 1.3 договора его условия применяются к отношениям, возникшим с 01.02.2008.
Пунктом 1.2 предусмотрено, что договор заключается на неопределенный срок.
Истец письмом от 05.02.2014 N 106 уведомил ответчика о расторжении договора аренды с 10.03.2014 и направил для подписания соглашение о расторжении договора.
Неисполнение арендатором требования по возврату недвижимого имущества послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В качестве правового обоснования своих требований, истец сослался на статьи 305, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Ответчик создан в форме федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Положению о спортивных клубах видов Вооруженных сил Российской Федерации, родов войск, округов, флотов и яхт-клубах флотов, утвержденному приказом Министерства обороны N 105 от 06.03.1995, спортивные клубы видов Вооруженных сил Российской Федерации, родов войск, округов, флотов, яхт-клубы флотов являются учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и предназначены для подготовки спортсменов международного класса, оказания практической и методической помощи войскам (силам) в организации и широкой пропаганде физической культуры и спорта.
Указанный выше нормативный акт также предусматривает, что при спортивном клубе содержится подразделение, имеющее самостоятельный штат, укомплектованный военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту, спортивными командами и секциями, а также могут содержаться детско-юношеские спортивные школы, членами которых могут быть военнослужащие, гражданский персонал, члены их семей.
Все имущество спортивных клубов закрепляется за ними на праве оперативного управления и находится в федеральной собственности. Обеспечение спортивного клуба в пределах табелей и норм снабжения спортивным имуществом, инвентарем, мебелью, пожарным оборудованием, медицинским имуществом, постоянно закрепленным автотранспортом, горючими и смазочными материалами производится бесплатно соответствующими довольствующими органами Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости на момент разграничения государственной собственности относился исключительно к федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Между тем, судами не учтено следующее.
Разграничение государственной собственности по уровням собственности регулируется Постановлением от 27.12.1991 N 3020-1. В соответствии с пунктом 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Возражая на заявленные требования об обязании освободить нежилые помещения со ссылкой на право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, ответчик должен доказать факт нахождения этого имущества на момент издания Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 во владении и пользовании учреждения Министерства обороны Российской Федерации, факт такого владения по настоящее время, а также наличие правовых оснований для возникновения права федеральной собственности в силу закона.
При рассмотрении настоящего дела суды не установили, что имеются доказательства, свидетельствующие о том, что учреждения Министерства обороны Российской Федерации занимало спорное помещение в 1991 году.
Утверждая, что не имеется оснований для признаний права собственности Российской Федерации на спорное имущество в силу закона, ГУП "Самарская областная имущественная казна" указывало, что отсутствует факт использования ответчиком спорного объекта недвижимости на момент вступления в силу указанного постановления.
Кроме того, как указывают заявители жалоб, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1992 N 895 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Самарской области" Самарское производственное обувное объединение города Самара, на балансе которого находился спорный объект - здание детского сада, было передано в государственную собственность Самарской области.
В процессе приватизации Самарского производственного обувного объединения спорный объект был изъят из состава приватизируемого имущества и передан в собственность Самарской области.
Представитель автономного учреждения "Центральный спортивный клуб Армии" в заседании суда кассационной инстанции также подтвердила, что ответчик занимает спорный объект с 1997 года.
Вывод о том, что спорное имущество является федеральной собственностью, ответчик его занимает на законных основаниях, сделан судами без учета указанных доводов истца
Суд кассационной инстанции считает, что доводы заявителей жалоб имеют существенное значение для правильного разрешения спора, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо учесть изложенное и принять решение в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А55-9620/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражая на заявленные требования об обязании освободить нежилые помещения со ссылкой на право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, ответчик должен доказать факт нахождения этого имущества на момент издания Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 во владении и пользовании учреждения Министерства обороны Российской Федерации, факт такого владения по настоящее время, а также наличие правовых оснований для возникновения права федеральной собственности в силу закона.
...
Утверждая, что не имеется оснований для признаний права собственности Российской Федерации на спорное имущество в силу закона, ГУП "Самарская областная имущественная казна" указывало, что отсутствует факт использования ответчиком спорного объекта недвижимости на момент вступления в силу указанного постановления.
Кроме того, как указывают заявители жалоб, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1992 N 895 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Самарской области" Самарское производственное обувное объединение города Самара, на балансе которого находился спорный объект - здание детского сада, было передано в государственную собственность Самарской области."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2015 г. N Ф06-23858/15 по делу N А55-9620/2014