г. Казань |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А12-26008/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - Семенец А.П., по доверенности от 20.12.2013 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2014 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-26008/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Каустик" (ИНН 3448003962, ОГРН 1023404355666), г. Волгоград, к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), г. Волгоград, заинтересованные лица: департамент муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362), г. Волгоград, департамент жилищно-коммунального хозяйств и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082), г. Волгоград, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Каустик" (далее - заявитель, ОАО "Каустик", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным отказа администрации Волгограда (далее - администрация) в принятии в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения и о приведении объектов в надлежащее техническое состояние, содержащийся в письме от 23.05.2014 N 01-714.
В порядке восстановления нарушенного права общество просило суд обязать администрацию в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу принять от ОАО "Каустик" в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения, расположенные по адресу: г. Волгоград р.п. Южный: ВЛ-10 кв N 1, 2 "Профилакторий", 1976 года постройки, инвентарный номер 2931; напорная хозяйственно-бытовая канализацию от р.п. Южный", 1981 год постройки, инвентарный номер 72469; магистральный водоотвод хозпитьевой воды на р.п. "Южный", 1975 год постройки, инвентарный номер 2922; внеплощадочные сети воды и канализации, 1972 года постройки, инвентарный номер 2952; пристройка станции дохлорирования к ТП-41, 2005 года постройки, инвентарный номер 122828; насосная станция питьевой воды, 1996 года постройки, инвентарный номер 124756; хозяйственно-бытовая насосная станция N 1, 1996 года постройки, инвентарный номер 124757;хозяйственно-бытовая насосная станция N 2, 1996 года постройки, инвентарный номер 124758; резервуары питьевой воды, 1996 года постройки, инвентарные номера 124759, 124760; здание хлораторной, 1996 года постройки, инвентарный номер 124761.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - департамент муниципального имущества), департамент жилищно-коммунального хозяйств и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент ЖКХ и ТЭК).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 203 от 29.09.1992 ВПО "Каустик" было преобразовано в ОАО "Каустик".
В соответствии с планом приватизации государственного предприятия ВПО "Каустик" от 29.09.1992 в перечень объектов, неподлежащих приватизации, вошли объекты социально-бытового и культурного значения, такие как Дворец культуры "Химик", санаторий-профилакторий, ЖКО, оздоровительный лагерь, МСЧ "Каустик", детские комбинаты.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" все вышеперечисленные объекты были переданы в муниципальную собственность.
После передачи социальных объектов в муниципальную собственность, объекты инфраструктуры, по своей функциональной принадлежности, также должны были быть переданы в муниципальную собственность следующие объекты инфраструктуры: ВЛ-10 кВ N 1, 2 "Профилакторий"; напорная хозяйственно-бытовая канализация от р.п. "Южный"; магистральный водовод хозпитьевой воды на р.п. Южный, внеплощадочные сети воды и канализации. Вместе с тем названные объекты были включены в план приватизации государственного предприятия ВПО "Каустик" от 29.09.1992 и соответственно не были переданы в муниципальную собственность.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 05.12.2012 о принятии в муниципальную собственность объектов коммунальной инфраструктуры.
Администрация, не отказывая в принятии объектов в муниципальную собственность, 21.12.2012 запросила схему расположения и техническую документацию объектов.
Общество 14.06.2013 передало в администрацию всю имеющуюся техническую документацию на объекты, однако, 23.08.2013 администрация отказалась принимать спорные объекты в муниципальную собственность указав на то, что объекты находятся в ненадлежащем техническом состоянии и после приведения имущества в надлежащее техническое состояние, администрация вернется к рассмотрению данного вопроса.
На повторное обращение общества от 18.04.2014 администрация письмом от 23.05.2014 N 01-714 отказалась принимать объекты в муниципальную собственность, запросила у общества информацию об устранении замечаний о приведении объектов в надлежащее техническое состояние.
Не согласившись с отказом администрации в принятии в муниципальную собственность вышеназванных объектов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), а также абзаца 4 пункта 1 Приложения N 3 к этому постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Согласно пункту 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации от 12.02.2003 N 4207, к объектам инженерной инфраструктуры относятся водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 3020-1 в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.
В соответствии с Порядком составления и утверждения Перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, установленным п. 9 Положения для передачи объектов в муниципальную собственность города, Комитет разрабатывает перечень. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" даны разъяснения, что соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений Постановления N 3020-1 и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 3020-1 к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства.
В силу абзаца 4 пункта 1 Приложения N 3 к постановлению N 3020-1 спорные объекты отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" жилищный фонд и объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарных предприятий и должны быть безвозмездно переданы в муниципальную собственность.
Таким образом, обязанность администрации по принятию в муниципальную собственность спорных объектов возникла в силу прямого указания закона.
Общество содержит объекты коммунальной инфраструктуры, и, соответственно, вынуждено выполнять функции, не соответствующие уставной деятельности общества.
На балансе у общества находятся объекты коммунальной инфраструктуры, призванные обеспечивать функционирование объектов, ранее переданных обществом в муниципальную собственность, такие как: пристройка станции дохлорирования к ТП-41; насосная станция питьевой воды; хозяйственно-бытовая насосная станция N 1; хозяйственно-бытовая насосная станция N 2; резервуары питьевой воды; здание хлораторной, которые не были включены в план приватизации общества, а также не вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
В план приватизации общества включены объекты социального назначения: ВЛ-10 кВ N 1,2 "Профилакторий", напорной хозяйственно-бытовой канализации от р.п. "Южный", магистрального водовода хозпитьевой воды на р.п. Южный, внеплощадочных сетей воды и канализации.
Данные объекты инженерной инфраструктуры не являются объектами, необходимыми для технологических нужд общества, поскольку используются для обслуживания населения рабочего поселка Южный г. Волгограда.
Таким образом, право муниципальной собственности на спорное имущество возникло в силу закона и у общества отсутствуют правовые основания для его приватизации.
Поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости возникло до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, сделка по включению в план приватизации объектов социального назначения: ВЛ-10 вВ N 1,2 "Профилакторий", напорной хозяйственно-бытовой канализации от р.п. "Южный", магистрального водовода хозпитьевой воды на р.п. Южный, внеплощадочных сетей воды и канализации, является ничтожной, не порождающих правовых последствий.
Данные объекты предназначены для обслуживания населения жилого поселка, то есть для решения вопросов местного значения этого поселка и, в силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, должны находиться в собственности данного муниципального образования, в силу чего на обществе не лежит обязанность по приведению спорных объектов в надлежащее техническое состояние.
Согласно пункту 4 статьи 14, статье 37, пункту 4 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, является задачей местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом, отказ администрации по непринятию в муниципальную собственность спорных объектов инженерной инфраструктуры является незаконным.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В данном случае заявление подано обществом в Арбитражный суд Волгоградской области 21.07.2014, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А12-26008/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости возникло до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, сделка по включению в план приватизации объектов социального назначения: ВЛ-10 вВ N 1,2 "Профилакторий", напорной хозяйственно-бытовой канализации от р.п. "Южный", магистрального водовода хозпитьевой воды на р.п. Южный, внеплощадочных сетей воды и канализации, является ничтожной, не порождающих правовых последствий.
Данные объекты предназначены для обслуживания населения жилого поселка, то есть для решения вопросов местного значения этого поселка и, в силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, должны находиться в собственности данного муниципального образования, в силу чего на обществе не лежит обязанность по приведению спорных объектов в надлежащее техническое состояние.
Согласно пункту 4 статьи 14, статье 37, пункту 4 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, является задачей местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-24166/15 по делу N А12-26008/2014