г. Казань |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А55-16698/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.11.2014 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М, судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-16698/2014
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара к Обществу с ограниченной ответственностью "Венеция-Тур", г. Самара о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось (далее - заявитель, Министерство) в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Венеция-Тур" о взыскании 640 797 руб. 07 коп., в том числе задолженности по арендной плате в размере 600 466 руб. 78 коп., пени в размере 40 330 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.11.2014, оставленным без изменений постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015, исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Венеция-Тур" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскано 100077 руб. 77 коп. долга, 6721 руб. 88 коп. пени. В оставшейся части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель полагает, что соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области. Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и Определением Верховного суда РФ от 27.04.2011 N 46-Г11-13 постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, истец полагает, что обоснованно произвел расчет арендной платы на основании Методики, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
Министерство исходит из того, что Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с этим применение судом первой инстанции указанных Правил к спорным правоотношениям является неправомерным и не обоснованным.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Судами установлено и следует из материалов дела, 14.12.2009 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (Министерство, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Венеция-Тур" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 555 (далее - договор), согласно которому ответчику Министерством предоставлен в аренду земельный участок, площадью 3540,30 кв.метра, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Бобруйская, между Вельским переулком и улицей Каменногорской (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для строительства многоуровневого гаража.
Согласно статьям 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости зарегистрирован надлежащим образом 22.04.2011. В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком.
Однако условия договора ответчик не исполнил, как не исполнил и ст. 614 ГК РФ, так как им были нарушены сроки уплаты арендной платы. По сведениям истца, в период с 01.06.2013 по 03.10.2013 арендная плата ответчиком не вносилась.
Таким образом, согласно расчету суммы исковых требований у ответчика образовалась задолженность по арендной плате в сумме 600 466,78 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора, в соответствии со статьями 330, 393 Гражданского кодекса РФ у арендатора на основании п.7.3 договора возникла обязанность по уплате пеней.
Пунктом 7.3. договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,1 % с просроченной суммы за каждый день просрочки за просрочку арендных платежей.
Нарушение сроков оплаты арендных платежей явилось поводом для начисления пени в размере 40 330,29 рублей за период с 11.06.2013 по 03.10.2013.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с данными исковыми требованиями.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В пункте 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела расчет долга по арендной плате произведен истцом на основании Методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
В связи с этим, по расчету Министерства задолженность по арендной плате за период с 01.06.2013 по 03.10.2013 составила 600466,78 рубля.
Удовлетворяя заявленные требования за период с 01.06.2013 по 03.10.2013 в размере 100077 руб. 77 коп., суды пришли к выводу, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Суды указали, что размер арендной платы должен определяться в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, и составлять 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утверждена Методика определения размера арендной платы, в соответствии с которой за период по 25.02.2013 расчет арендной платы производился по формуле А = Скад ? Ка ? Кс ? Ки, где:
А - размер арендной платы за один квадратный метр земельного участка в год;
Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земель, соответствующих виду целевого (функционального и разрешенного) назначения земельных участков;
Ки - коэффициент инфляции, рассчитываемый как произведение индексов-дефляторов инвестиций, предусмотренных в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области на соответствующий период действия договора аренды с момента утверждения кадастровой стоимости земель Самарской области до окончания срока действия договора аренды;
Ка - коэффициент категории арендатора, определяемый в соответствии с таблицей N 1;
Кв - коэффициент, учитывающий виды возводимых объектов на земельных участках, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент, учитывающий виды возводимых объектов для земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 2;
Кс - коэффициент сроков строительства, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент сроков строительства для земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 3.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 8 внесены изменения в Постановление N 308, в соответствии с которыми размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков, установленный в зависимости от периода использования земельного участка, по формуле Ап = Кад ? % (в рамках настоящего спора Министерство исходило из 12,70% от кадастровой стоимости).
Указанное постановление вступило в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу постановления Правительства Самарской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, применяемой при расчете арендной платы, опубликовано 23.01.2013.
Договор от 14.12.2009 был заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения постановлениями Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и от 22.01.2013 N 8 подлежит применению с момента вступления в силу этих нормативных правовых актов и не требует дополнительного изменения договора.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При рассмотрении данного дела судебная коллегия приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, что влечет отмену оспариваемых судебных актов и направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит рассмотреть спор с применением соответствующего порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного органом государственной власти Самарской области, с учетом последующих изменений.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, указанных в настоящем постановлении.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А55-16698/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор от 14.12.2009 был заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения постановлениями Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и от 22.01.2013 N 8 подлежит применению с момента вступления в силу этих нормативных правовых актов и не требует дополнительного изменения договора.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2015 г. N Ф06-23068/15 по делу N А55-16698/2014