г. Казань |
|
15 июня 2015 г. |
Дело N А12-39755/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сомакс В"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2015 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (судья Александрова Л.Б.)
по делу N А12-39755/2014
по заявлению Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (г. Волгоград) к обществу с ограниченной ответственностью "Сомакс В" (ОГРН 1123443003694, ИНН 3443116641) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности,
заинтересованное лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, (ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546),
УСТАНОВИЛ:
Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сомакс В" (далее - ООО "Сомакс В", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - Главное Управление МЧС).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015, заявленное требование удовлетворено. ООО "Сомакс В" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки законодательства о лицензионных требованиях при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений административным органом установлено, что ООО "Сомакс В" заключило договор от 20.12.2013 N 62/01-14/304/616 с Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК") об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 06.02.2013 N 5-Б/00480. В приложении N 4 к указанному договору приведен расчет стоимости работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты и автоматики, разделом 3, которого предусмотрено техническое обслуживание первичных средств пожаротушения. Между тем, лицензией МЧС России от 06.02.2013 N 5-Б/00480, на основании которой ООО "Сомакс В" осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не предусмотрено техническое обслуживание первичных средств пожаротушения
В отношении общества административным органом составлен протокол от 28.10.2014 N 50-33/2014/1 об административном правонарушении.
Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением от 06.11.2014 о привлечении ООО "Сомакс В" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требований суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что факт правонарушения подтвержден материалами дела, состав вмененного обществу административного правонарушения установлен, вина ООО "Сомакс В" в совершении административного правонарушения доказана.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Следовательно, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности законом не установлен запрет, но требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение), лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, приведен в Приложении к Положению. Деятельность в сфере монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов в нем поименована.
В соответствии с пунктом 6 Положения представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ.
Материалами дела установлено, что на момент выполнения работ по вышеуказанному договору у общества отсутствовала специальная лицензия. Соответствующая лицензия также не была представлена обществом в момент составления протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций настоящего.
Подтверждением выполнения указанных работ послужили финансовые документы, представленные в материалы дела, о выполнении указанных работ в течении 2014 года и получении прибыли в размере 11 980,38 рублей в месяц по договору от 20.12.2013 N 62/01-14/304/616. Лицензией N 5-Б/00480, полученной обществом 06.02.2013 не предусмотрено техническое обслуживание первичных средств пожаротушения и право на проведение данных работ.
Исходя из изложенного, выводы судов о том, что ООО "Сомакс В" осуществляло предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии) является обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Обоснованно судами не принят во внимание довод о том, что ФГУП "ВГТРК" заключило договор от 21.04.2014 N 01-14/304/201 с Волгоградским городским отделением "Центральное" Волгоградское областное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" на оказание услуг по зарядке (перезарядке) и ремонту противопожарного оборудования, поскольку работы выполнены и оплачены по договору от 20.12.2013 N 62/01-14/304/616.
Осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при отсутствии лицензии, свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Сомакс В" к требованиям законодательства.
Нарушений привлечения общества к административной ответственности не установлено, общество привлечено к ответственности в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
При назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу N А12-39755/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сомакс В" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение), лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
...
В соответствии с пунктом 6 Положения представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ.
...
Нарушений привлечения общества к административной ответственности не установлено, общество привлечено к ответственности в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
...
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2015 г. N Ф06-23830/15 по делу N А12-39755/2014