г. Казань |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А65-21649/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.
при участии представителей:
ответчика - Исмаева А.В. (доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013256),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-21649/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талир", (ИНН 1659041829) г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 18.06.2014 N 3798,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Талир" (далее заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан (далее налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 18.06.2014 N 3798.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 18.06.2014 N 3798 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 435735 руб. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Талир". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела ООО "ТАЛИР" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:80614:4, 16:50:80614:10, 16:50:80614:13, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, с кадастровым номером 16:50:80614:13, с разрешенным видом использования "Для производственных целей", право собственности зарегистрировано 05.03.2005 года, с кадастровым номером 16:50:80614:4, с разрешенным видом использования "Для расширения территории складской базы", право собственности зарегистрировано 04.02.2004 года, с кадастровым номером 16:50:80614:10, с разрешенным видом использования "для производственных целей", право собственности зарегистрировано 05.03.2005 года.
Заявителем в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
По результатам камеральной проверки указанной декларации составлен акт от 16.05.2014 N 3349 и принято оспариваемое решение от 18.06.2014 N 3798 об отказе в привлечении к ответственности, которым заявителю предложено уплатить недоимку в размере 747018 руб. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 06.08.2014 N 2.14-0-18/018602@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что оспариваемое решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Суды предыдущих инстанций частично удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2013 по делу N А65-1449/2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:13, общей площадью 820 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д.14, указана равной его рыночной стоимости в размере 2460000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:4, общей площадью 580 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д.14, указана равной его рыночной стоимости в размере 1740000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:10, общей площадью 15 200 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д.14, указана равной его рыночной стоимости в размере 41040000 руб.
В государственный реестр внесены изменения в сведения о стоимости земельных участков 20.05.2013 года.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной, а ретроспективно перерасчет кадастровой стоимости не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 20.05.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Данные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Следовательно, расчет земельного налога к уплате за 2013 год по вышеуказанным земельным участкам верно определен судами предыдущих инстанций в размере 587247 руб.
При указанных обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 18.06.2014 N 3798 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 435735 руб.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А65-21649/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной, а ретроспективно перерасчет кадастровой стоимости не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 20.05.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Данные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2015 г. N Ф06-24205/15 по делу N А65-21649/2014