г. Казань |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А57-22507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ильинова Д.В., доверенность от 25.01.2013 N 01-07-08-138,
индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Еременко А.В. - Кулешовой А.Г., доверенность от 16.01.2015 N 16-01/15,
в отсутствие:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - извещено надлежащим образом,
Министерства сельского хозяйства Саратовской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Еременко Андрея Викторовича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2014 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-22507/2014
по заявлению Правительства Саратовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Министерству сельского хозяйства Саратовской области, индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Еременко Андрею Викторовичу (ОГРНИП 304643832200057, ИНН 643890660446) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Саратовской области (далее - правительство) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 29.08.2014 по делу N 36-48/ов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - министерство), индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Еременко Андрей Викторович (далее - предприниматель, Еременко А.В.).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах антимонопольный орган и предприниматель просят отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В антимонопольный орган поступило заявление предпринимателя на действия правительства по принятию пункта 3 постановления от 19.02.2013 N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (далее - Положение), в соответствии с которым министерством отказано Еременко А.В. в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочному кредиту по причине отсутствия у него регистрации на территории Саратовской области.
Решением антимонопольного органа от 29.08.2014 по делу N 36-48/ов правительство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с вынесенным решением управления, правительство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), статьями 65, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области от 16.01.2008 N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области", пришли к выводу, что спорное постановление принято в рамках исключительных полномочий правительства, предоставленных ему действующим законодательством в отсутствие нарушений антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Для квалификации действий субъекта права по указанной норме необходимо установить факт принятия акта, который приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Судами установлено, что Постановлением N 73-П утверждено Положение. Как усматривается из пункта 3 Положения получателями субсидии могут быть зарегистрированные на территории Саратовской области сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные получатели, указанные в приложении к настоящему Положению. В случаях, указанных в пункте 1.6 раздела I Положения, получатели субсидии могут быть зарегистрированные на территории Саратовской области сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство продукции растениеводства на посевных площадях, расположенных на территории Саратовской области. В случаях, указанных в подпунктах 1.1, 1.2 и 1.8 раздела I приложения к Положению, получателями субсидии могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство продукции растениеводства на посевных площадях, расположенных на территории Саратовской области.
Проанализировав содержание спорного Положения, суды пришли к выводу о том, что установленные в нем условия, при соблюдении которых сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на получение субсидий, не препятствуют осуществлению сельскохозяйственными товаропроизводителями своей собственной деятельности, не устанавливают запреты, не вводят ограничений в отношении свободного перемещения сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации, иных ограничений прав сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из форм предоставления бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством, является субсидии.
Статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с абзацем 18 пункта 5 статьи 2 Закона Саратовской области от 16.01.2008 N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" правовыми актами правительства устанавливаются категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) средств областного бюджета, предоставляющим субсидию, и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок и условия предоставления субсидий из бюджета Саратовской области определяются правительством.
Постановление N 73-П принято на основании и во исполнение приведенных выше норм.
Следовательно, полномочия правительства, основанные на статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по определению категорий и критериев отбора субъектов, имеющих право на получение указанных субсидий, означают его самостоятельность в решении данных вопросов.
В определении от 01.12.2010 по делу N 34-Г10-15 Верховный Суд Российской Федерации указал, что определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения целей развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта, а принятие ими нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижению устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию производства, является прерогативой таких органов.
Таким образом, антимонопольным органом не доказано нарушение правительством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определение субъектом Российской Федерации порядка и условий предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации не может в принципе ограничивать свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации или ограничивать предпринимательскую деятельность товаропроизводителей.
Установив в рамках предоставленных полномочий конкретные условия представления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, правительство тем самым определило круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет средств областного бюджета в виде субсидий. Однако это обстоятельство не затрагивает права сельхозпроизводителей, защищаемые антимонопольным законодательством, на доступ на товарный рынок, на производство, обмен, потребление, приобретение, продажу, иную передачу товара.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предметом регулирования оспариваемого пункта Положения является не деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере производства и оборота сельхозпродукции, а отношения в области реализации права на получение сельхозтоваропроизводителями государственной поддержки из средств областного бюджета в форме субсидий.
При этом, как правильно отметили суды, любой сельхозтоваропроизводитель области имел равную с другими сельхозтоваропроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависело о воли и желания сельхозтоваропроизводителя получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.
Антимонопольным органом указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно признали незаконными оспариваемый акт антимонопольного органа.
Доводы предпринимателя и управления, в том числе о наличии безусловных оснований для отмены принятого судебного акта ввиду не привлечения к участию в деле Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу N А57-22507/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Еременко Андрея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление N 73-П принято на основании и во исполнение приведенных выше норм.
Следовательно, полномочия правительства, основанные на статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по определению категорий и критериев отбора субъектов, имеющих право на получение указанных субсидий, означают его самостоятельность в решении данных вопросов.
В определении от 01.12.2010 по делу N 34-Г10-15 Верховный Суд Российской Федерации указал, что определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения целей развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта, а принятие ими нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижению устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию производства, является прерогативой таких органов.
Таким образом, антимонопольным органом не доказано нарушение правительством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2015 г. N Ф06-24499/15 по делу N А57-22507/2014