г. Казань |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А55-17184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-17184/2014
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, при привлечении третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Самарский механико-технологический техникум", г. Самара, о признании недействительными отказов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) о признании недействительными отказов Росреестра по Самарской области от 18.04.2014 N 01/657/2014-277, 01/657/2014-278 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, перехода права собственности и права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - общежитие общей площадью 2497,6 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Карбышева, д. 73, с кадастровым номером 63:01:0908001:2171; обязании Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности, переход права собственности и право собственности Самарской области на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Самарский механико-технологический техникум".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что поскольку право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости возникло в силу закона на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1), то правовая экспертиза предоставленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выписка из реестра федерального имущества либо правоустанавливающий документ, на основании которого общежитие было включено в реестр федеральной собственности, на государственную регистрацию не представлены, при этом в ответе на межведомственный запрос содержится информация об отсутствии спорного объекта в реестре федерального имущества, кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация перехода права и права собственности Самарской области на спорный объект возможна только при условии государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 07.03.2014 N 01/657/2014-277 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - общежитие общей площадью 2497,6 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Карбышева, д. 73, приложив к данному заявлению документы: доверенность от 20.03.2013, балансовая справка от 12.02.2013 N 03-65.
Сообщением от 18.04.2014 N 01/657/2014-277 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, по причине того, что из ответа на запрос ТУ Росимущества в Самарской области от 25.04.2014 N 4244 здание (общежитие) в реестре федерального имущества не числится.
Одновременно ТУ Росимущества в Самарской области и Министерство обратились в регистрирующий орган с заявлением от 07.03.2014 N 01/657/2014-278 о государственной регистрации перехода права Российской Федерации и права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - общежитие общей площадью 2497,6 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Карбышева, д. 73.
К указанному заявлению были приложены документы: доверенности от 24.06.2013 N 132, от 20.03.2013 N 127; выписка из Реестра имущества Самарской области от 14.02.2013 N 12/1703; акт приема - передачи от 03.12.2004; кадастровый паспорт здания от 28.01.2013; балансовая справка от 12.02.2013 N 03-65; распоряжение от 20.06.2013 N 261-к.
Сообщением от 18.04.2014 N 01/657/2014-278 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, указав, что право Российской Федерации на указанное здание (общежитие) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. В государственной регистрации права собственности Российской Федерации по заявлению N 01/657/2014-277 отказано.
Министерство считая, что отказы Управления Росреестра по Самарской области незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В статье 17 Закона о регистрации прав перечислены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым относятся, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как установлено судами, на государственную регистрацию перехода права Российской Федерации и права собственности Самарской области на спорный объект недвижимого имущества заявителем были представлены следующие документы:
- заявление от 07.03.2014 N 01/657/2014-278;
- доверенности от 24.06.2013 N 132, от 20.03.2013 N 127;
- выписка из Реестра имущества Самарской области от 14.02.2013 N 12/1703, в соответствии с которой спорный объект является собственностью Самарской области на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565 "О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования";
- акт приема - передачи от 03.12.2004 с Приложением - Перечень федеральных государственных учреждений образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию и подлежащих безвозмездной передаче в собственность Самарской области в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти";
- кадастровый паспорт здания от 28.01.2013, согласно которому общежитие введено в эксплуатацию в 1967 год;
- балансовая справка от 12.02.2013 N 03-65;
- распоряжение от 20.06.2013 N 261-к.
В соответствии с пунктом 1 постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 7 приложения N 2 постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 учреждения здравоохранения и народного образования относятся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникшего после введения в действие Закона перехода данного права. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 3 постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1, при этом до момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом, подтверждающим право собственности, является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (далее - Положение об определении пообъектного состава), утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом
В данном случае право Российской Федерации на спорный объект, используемое в деятельности образовательного учреждения, возникло в силу закона - постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации прав права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Принимая решения от 18.04.2014 об отказе в государственной регистрации права Российской Федерации на общежитие, входящее в состав к имущественного комплекса государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Самарский механико-технологический техникум", регистрирующий орган не учел наличие права федеральной собственности, возникшего в силу закона.
Отсутствие в реестре федерального имущества здания не исключает принадлежности объекта к данному уровню публичной собственности, возникшего в силу закона, при этом Управлением Росреестра по Самарской области не было учтено, что до момента внесения объекта в реестр документом, подтверждающим право федеральной собственности, является перечень объектов, составленный в соответствии с Положением об определении пообъектного состава
В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) по предложению Минобрнауки России распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р (в редакции от 05.07.2010 N 1128-р) утвержден Перечень передаваемых в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования, в пункте 1921 которого отражен и имущественный комплекс Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Самарский приборостроительный техникум".
Фактическая передача объекта в состав государственной собственности подтверждается актом приема-передачи и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект явилось отсутствие доказательств, подтверждающих право федеральной собственности на спорное имущество.
Неправильная правовая квалификация документов, подтверждающих право федеральной собственности и оформленных в период действия Положения об определении пообъектного состава, явилась основанием для принятия Управлением Росреестра по Самарской области незаконного решения об отказе в государственной регистрации перехода права к субъекту Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, правовым основанием для обращения в арбитражный суд являются факты нарушения оспариваемыми ненормативными актами прав и законных интересов субъекта гражданского оборота в сфере экономической деятельности.
Предъявляя требования о признании недействительным отказа от 18.04.2014 N 01/657/2014-277 в регистрации ранее возникшего права федеральной собственности, принятого Управлением Росреестра по Самарской области по заявлению ТУ Росимущества в Самарской области, субъект Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений Самарской области признается заинтересованным лицом, в связи с чем не исключалось его право на обращения в суд, в том числе на решение регистрирующего органа, принятого в отношении другого заинтересованного лица.
Положения статьи 198 АПК РФ в качестве основного правового критерия, определяющего право на обжалование действий государственных органов, не предусматривают обязательность совершение таких действий непосредственно против лица, которое обратилось в арбитражный суд, сам факт нарушения его субъективных прав следует признать достаточным для реализации права на использование юрисдикционных форм защиты.
Поскольку на рассмотрении Управления Росреестра по Самарской области находились заявления о регистрации ранее возникшего права федеральной собственности и регистрации перехода права на тот же объект к субъекту Российской Федерации, отказы в совершении регистрационных действий могли быть обжалованы Министерством, поскольку основания таких отказов взаимосвязаны по правовым мотивам и нарушают права публичного образования.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В связи с чем не исключалось и право суда при проверке законности отказа в государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество к субъекту Российской Федерации не принимать во внимание сообщение от 18.04.2014 N 01/657/2014-278, которым в нарушение требований действующего законодательства было отказано в регистрации ранее возникшего в силу закона права федеральной собственности.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 8.1 ГК РФ, постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, статьей 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, установив, что действия регистрирующего органа не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы возникновения публичной собственности, удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А55-17184/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) по предложению Минобрнауки России распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р (в редакции от 05.07.2010 N 1128-р) утвержден Перечень передаваемых в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования, в пункте 1921 которого отражен и имущественный комплекс Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Самарский приборостроительный техникум".
...
В соответствии со статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 8.1 ГК РФ, постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, статьей 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, установив, что действия регистрирующего органа не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы возникновения публичной собственности, удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2015 г. N Ф06-24888/15 по делу N А55-17184/2014