г. Казань |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А55-21236/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-21236/2014
по исковому заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области (ИНН 6325017706, ОГРН 1026303059628), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН 6317053595, ОГРН 1046300581590), г. Самара, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ИНН 6315856460, ОГРН 1106315004003), г. Самара, о признании записи в ЕГРП недостоверной и прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), Территориальному управлению Росимущества в Самарской области о признании записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N 63/08-1/2000-9388 от 07.08.2000 на земельный участок для торгового киоска, категория земель: земли поселений, с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6, недостоверной и прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок для торгового киоска категория земель: земли поселений, с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6, путем исключения записи N 63/08-1/2000-9388 от 07.08.2000 из ЕГРП.
Определением от 05.09.2014, суд по собственной инициативе, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Самарской области).
Определением суда от 30.10.2014 Территориальное управление Росимущества в Самарской области было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.08.2000 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующим органом была внесена запись 63-08-1/2000-9388 о праве собственности Российской Федерации на земельный участок для торгового киоска площадью 9 кв.м, с кадастровым (условным) номером 63:08:011310:0054(0)//0:0000000:0//1205:00:0302:000:0:0. В настоящее время кадастровый номер земельного участка, площадью 9 кв.м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6 - 63:08:0113010:54.
Право собственности зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Регистрация права собственности Российской Федерации произведена в соответствии с заявлением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сызрани от 31.07.2000, поданным в государственное учреждение юстиции "Самарская областная регистрационная палата" главным специалистом Комитета по земельным отношениям и землеустройству города Сызрани Осиповым С.В., действующим на основании доверенности от 20.07.2000, выданной администрацией города Сызрани (т. 1 л.д. 128, 130).
Как следует из материалов дела, на земельном участке расположен торговый киоск.
Муниципальным образованием "Город Сызрань Самарской области" в лице исполняющего обязанности председателя Комитета имущественных отношений, действующего на основании доверенности, 27.12.2001 заключен со Скрыль Альбиной Геннадьевной договор аренды земельного участка N 952, согласно которому Скрыль А.Г. предоставлен в арендное пользование земельный участок кадастровый номер 63:08:011319:0054 площадью 9 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная в районе конечной остановки автобуса N 6, для использования под торговый киоск (т. 1 л.д. 137-141).
Договор аренды заключен на один год.
По мнению истца, регистрация права собственности Российской Федерации была проведена в нарушением действующих норм права, в связи с чем запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права администрации городского округа Сызрань в отношении земельного участка и не позволяет ей в полной мере осуществлять возложенные на нее законом полномочия по распоряжению находящимися на территории муниципального образования земельным участком, являющимся не разграниченной собственностью.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с заявленным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникает у Российской Федерации; субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, осуществляемой на основании актов об утверждении соответствующих перечней земельных участков.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 ранее действующий порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен (введением статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ), участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, о чем также отмечалось в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11.
Поскольку дата регистрации права - 07.08.2000, то на момент вступления в законную силу Закона N 101-ФЗ право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено.
Норма, позволяющая осуществлять распоряжение земельными участками без регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, была введена только 30.10.2001 Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Таким образом, для регистрации перехода права или его ограничения (обременения) на земельные участки до 30.10.2001 требовалось проведение регистрации ранее возникшего права государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На то, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, указал и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Таким образом, право собственности на землю, которое не перешло ранее по каким- либо правовым основаниям в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, продолжает находиться в государственной собственности Российской Федерации.
На момент введения в действие Закона N 101-ФЗ и статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, было зарегистрировано за Российской Федерации.
Согласно сведениям ЕГРП собственником земельного участка с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6 - 63:08:0113010:54, является Российская Федерация.
Судами установлено, что на момент вступления Закона N 101-ФЗ и, соответственно, статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ право собственности Российской Федерации было зарегистрировано в установленном порядке, такой участок не мог относиться к участкам, право собственности на который не было разграничено.
С учетом требований статьи 2 Закона N 101-ФЗ и правил статьи 17 ЗК РФ судебные инстанции правомерно указали на то, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности.
К тому же в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11, статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Земельный участок с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6 - не может быть отнесен ни к одному из уровней собственности, указанных в статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ. Поэтому право муниципальной собственности на участок в силу этой нормы не возникло, и администрация не вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Из материалов дела усматривается, что истец данное требование не заявлял, и в ходе рассмотрения дела предмет иска в порядке, установленном статьей 49 АПК РФ, не изменил.
Аналогичная правовая позиция содержится и в судебных актах, принятых при рассмотрении аналогичных дел по спорам между теми же сторонами (N А55-21236/2014, N А55-21231/2014, N А55-21233/2014, N А55-21235/2014).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество по смыслу постановления N 10/22 относится к исключительному способу защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 17085/12).
Применительно к спорному случаю муниципальным образованием избран способ защиты не соответствующий характеру нарушенных прав.
Общие основания для прекращения права собственности, предусмотрены главой 15 ГК РФ, однако доказательств, подтверждающих наличия одного из предусмотренных законом оснований прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6, администрацией не представлено.
Порядок проведения государственной регистрации прав регулируется Законом о регистрации и Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219. Закон о регистрации и Правила ведения ЕГРП не предусматривают совершение такого регистрационного действия как признании записи ЕГРП недостоверной.
При этом, суд кассационной инстанции, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, сложившейся судебно-арбитражной практики по рассматриваемому вопросу, принципа процессуальной определенности полагает необходимым указать на то, что избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права само по себе влечет отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 57 постановления N 10/22, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения к требованиям, направленным на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Доводы администрации о том, что в данном конкретном случае заявлены требования об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, на которое в соответствии со статьей 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, противоречат установленным обстоятельствам дела и правовой квалификации избранного способа защиты.
Муниципалитет не является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:08:0113010:54, площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Локомобильная, в районе конечной остановки автобуса N 6 - 63:08:0113010:54, и фактически им не владеет. Поэтому заявленные истцом требования не могут быть отнесены к требованиям, на которые исковая давность не распространяется.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления N 10/22, течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП, таким образом, администрация с 2000 года знала о внесении записи в ЕГРП о праве собственности РФ на спорный земельный участок.
Поскольку администрация городского округа Сызрань является органом местного самоуправления, осуществляющим через Комитет по управлению муниципальным имуществом функции уполномоченного органа по управлению имуществом муниципального образования соответственно, о нарушении своего права собственности на спорное имущество должна была узнать еще 07.08.2000 (с момента регистрации спорного недвижимого имущества), однако с иском истец обратился только 02.09.2014, то есть с пропуском срока исковой давности.
Пропуск срока исковой давности, о котором заявлено в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске (статья 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 53 N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Регистрирующий орган не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Следовательно, Управление Росреестра по Самарской области не является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным истцом.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 199, 209, 214 ГК РФ, установив, что спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации, и такое право возникло до законодательного регулирования о разграничении государственной собственности на землю, а также с учетом пропуска срока исковой давности, о котором заявлено в споре, отказали в иске.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу N А55-21236/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы администрации о том, что в данном конкретном случае заявлены требования об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, на которое в соответствии со статьей 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, противоречат установленным обстоятельствам дела и правовой квалификации избранного способа защиты.
...
Пропуск срока исковой давности, о котором заявлено в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске (статья 199 ГК РФ).
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 199, 209, 214 ГК РФ, установив, что спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации, и такое право возникло до законодательного регулирования о разграничении государственной собственности на землю, а также с учетом пропуска срока исковой давности, о котором заявлено в споре, отказали в иске."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2015 г. N Ф06-24689/15 по делу N А55-21236/2014