г. Казань |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А55-8913/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
заявителя - Латыповой Н.М. (доверенность от 03.03.2015),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Липкинд Е.Я., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-8913/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г.Самара (ОГРН 1066315051571, ИНН 6315395522) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара (ОГРН 1046300581590, ИНН 631705395), с участием третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, с.Челно-Вершины, Самарская область (ОГРН 1026303768435, ИНН 6385002260), администрации Челно-Вершинского района Самарской области, с.Челно-Вершины, Самарская область (ОГРН 1026303768006, ИНН 6385001274), Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г.Самара (ОГРН 1036300468456, ИНН 6315800523) о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - заявитель, общество, ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа от 14.03.2014 N 35/500/2014-127 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрационный орган, Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации права собственности ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на объект недвижимого имущества -Газоснабжение ул. Речная с. Кротовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, протяженностью 2750 м, расположенный по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Кротовка и об обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" на объект недвижимого имущества: "Газоснабжение ул. Речная с. Кротовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, протяженностью 2750 м, расположенный по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Кротовка" (т.1 л.д.3-9).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, администрацию Челно-Вершинского района Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 18.06.2015 объявлен перерыв до 13 часов 35 минут 25.06.2015.
Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 25.06.2015 в 13 часов 35 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" построен объект недвижимого имущества - Газоснабжение ул. Речная с. Кротовка м.р. Челно-Вершинский Самарской области, протяженностью 2750 м, расположенный по адресу: Самарская область, м.р. Челно-Вершинский, с. Кротовка (т.1 л.д.74).
05 февраля 2014 года заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости (т.1 л.д.104).
Вместе с заявлением на регистрацию обществом представлены, в том числе, платежное поручение, договоры аренды земельного участка от 01.04.2011 N 071102/02-73х/11, от 01.07.2013 N 071308/02-06/100-13 и от 01.07.2013 N 071309/02-06/101-13, кадастровый паспорт здания, сооружения, кадастровый паспорт земельного участка от 14.12.2012, кадастровый паспорт земельного участка от 24.12.2012, акт выбора и обследования земельного участка, разрешение на строительство от 06.06.2011, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14.11.2011, постановление от 18.03.2011 N 202, постановление от 17.02.2011 N 118, постановление от 21.05.2013 N 433, постановление от 10.07.2013 N584, акт приема-передачи земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 21.01.2014 государственная регистрация приостановлена в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ), поскольку в результате правовой экспертизы управлением выявлено отсутствие документов, подтверждающих осуществление кадастрового учета спорного земельного участка, отсутствие сведений в ГКН о кадастровом размере земельного участка, отсутствие документов, позволяющих идентифицировать земельный участок. Управление Росреестра по Самарской области предложило обществу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства договор аренды земельного участка (т.1 л.д.154-161).
Сообщением Управления Росреестра по Самарской области от 14.03.2014 N 35/500/2014-127 отказано обществу в государственной регистрации права собственности на объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации по причине непредставления правоустанавливающих документов на земельный участок (т.1 л.д.162-167).
Не согласившись с отказом регистрационного органа и считая его нарушающим права и законные интересы в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель не представил на регистрацию документы, подтверждающие предоставление земельного участка для строительства.
Постановление администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 17.02.2011 N 118, которым утверждался акт выбора земельного участка от 19.11.2010, также предварительно согласовывалось место размещения объекта "Газопроводы высокого, низкого давления для газоснабжения ул. Речная в с.Кротовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области" на земельном участке ориентировочной площадью 1 га, расположенном в границах кадастрового квартала 63:35:1302010 на территории с.Кротовка. Представлен картографический материал. Администрация муниципального района, заявитель указывают на согласование выделяемого земельного участка.
Из материалов дела видно, что в качестве одного из правоустанавливающих документов на занимаемый спорным сооружением земельный участок заявитель представил на государственную регистрацию договор аренды земельного участка от 01.04.2011 N 071102/02-73х/11, из которого следует, что арендодателем является администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, арендатором - ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация", срок действия этого договора - 11 месяцев, а также соответствующий акт приёма-передачи.
Основанием для заключения данного договора послужило постановление администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 18.03.2011 N 202.
Предметом указанной сделки являлся земельный участок площадью 9000 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала 63:35:1302010 на территории с. Кротовка муниципального района Челно-Вершинский, с разрешенным видом использования - для строительства объекта "Газоснабжение ул.Речная с.Кротовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области".
Данный договор не содержит сведений о кадастровом номере земельного участка, предоставленного для строительства спорного сооружения. При этом кадастровый паспорт данного земельного участка на государственную регистрацию права не представлялся.
Установив, что земельный участок, переданный обществу в аренду по договору от 01.04.2011 N 071102/02-73х/11, на кадастровый учет не поставлен, иных сведений, позволяющих индивидуализировать земельный участок и установить его границы, в договоре либо приложениях к нему не содержится, регистрирующий орган сделал обоснованный вывод о том, что условие о предмете этого договора нельзя признать согласованным сторонами.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении требований, мотивировали тем, что отсутствие кадастрового учета земельного участка не позволяет суду убедиться, что местоположение данного земельного участка согласовано с собственниками смежных земельных участков, его границы не пересекают границ других земельных участков, границы муниципальных образований или границы населенных пунктов, а исполнение решения суда не приведет к возникновению препятствий в реализации полномочий регистрирующих органов или прав иных участников земельных правоотношений.
Доводы заявителя о возможности использования участка без оформления каких-либо документов из-за технологических особенностей проекта строительства противоречит нормам Федерального закона N 257-ФЗ и не освобождают заявителя от обязанности по соблюдению данных норм.
Заявителем на государственную регистрацию права были представлены также и другие договоры аренды:
- договор аренды земельного участка от 01.07.2013 N 071308/02-06/100-13, заключенный в отношении земельного участка площадью 1 кв.м с местоположением: муниципальный район Челно-Вершинский, с. Кротовка, с кадастровым номером 63:35:1302009:44 (арендодатель - администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, арендатор - ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация"; срок действия - 11 месяцев), а также соответствующий акт приёма-передачи; - договор аренды земельного участка от 01.07.2013 N 071309/02-06/101-13, заключённый в отношении земельного участка площадью 65 кв.м, с местоположением: муниципальный район Челно-Вершинский, с.Кротовка, с кадастровым номером 63:35:1302010:195 (арендодатель - администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, арендатор - ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация"; срок действия - 11 месяцев), а также соответствующий акт приёма-передачи.
При этом земельные участки, являющиеся предметом вышеназванных договоров, предоставлены ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" под уже введенное в эксплуатацию сооружение на основании постановления администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 21.05.2013 N 433, в редакции постановления от 10.07.2013 N 584.
Согласно кадастровому паспорту от 11.03.2012 на сооружение газоснабжения, данный объект введен в эксплуатацию в 2011 году.
Таким образом, на часть фактически используемых земельных участков у ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в период строительства спорного сооружения правоустанавливающие документы отсутствовали.
Указанные выше земельные участки под уже построенный объект находятся в разных кварталах. При этом выделение земельного участка в квартале 63:35:1302009 площадью как 1 кв.м, так и большей площадью, не производилось.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что представленные заявителем документы не подтверждают права заявителя на земельные участки для целей связанных со строительством на период строительства.
Как указано в отзыве Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, представленные на регистрацию кадастровый паспорт сооружения с кадастровым номером 63:35:0000000:321 и кадастровый паспорт на земельный участок, а также акт выбора земельного участка от 19.11.2010 не позволяют определить, в границах какого земельного участка располагается сооружение "Газоснабжение ул. Речная в с. Кротовка муниципального района Челно-Вершинский Самарской области", а также не позволяет установить его местонахождение на местности в соответствии с принятой системой координат (точки Х;Y).
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно критически отнеслись к доводам муниципальных органов о том, что регистрация собственности на спорный объект недвижимости за заявителем не повлечет нарушения прав и интересов администрации м.р. Челно-Вершинский Самарской области, поскольку земельный участок площадью 9000 кв.м предоставлен ОАО "Самарская региональная энергетическая корпорация" в натуре, то есть с выходом на местность при определении прохождения трассы указанного газопровода, и договор аренды 01.04.2011 N 071102/02-73х/11 был заключен именно для строительства спорного объекта недвижимости.
Доказательств изложенным доводам, как на государственную регистрацию, так и в материалы дела не представлено.
Вышеуказанные выводы судов первой и апелляционной инстанций кассатором не опровергнуты.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица; осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.
Управление Росреестра по Самарской области должно обеспечивать проведение юридической экспертизы документов, предоставленных для государственной регистрации прав.
При оценке действий Управления Росреестра по Самарской области осуществляется проверка их законности, при этом, в том числе при наличии доводов сторон, суд вправе исходить и из иных обстоятельств, которые не были установлены при проведении юридической экспертизы, устанавливающей законность действий регистрирующего органа.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
На момент спорных правоотношений порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определялся нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должны предшествовать выбор земельного участка для строительства, в связи с чем в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе, в котором должно быть указано предполагаемое место его размещения, размер участка и испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган по такому заявлению обеспечивает выбор участка на основании документов государственного кадастра недвижимости (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В нарушение предусмотренного порядка решение о предоставлении участка для строительства было принято без кадастрового учета земельного участка.
Правила статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения об образовании земельных участков необходим кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73, которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из анализа представленных для регистрации права документов следует, что под строительство сооружения как объекта капитального строительства земельные участки в установленном порядке не формировались, на кадастровый учет поставлены не были, при этом договор аренды содержит лишь ссылки на кадастровые квартала.
Поскольку земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, условия в пункте 1.2 договора аренды, указывающие на индентифицированые арендатором в натуре поворотные точки территориальных границ участка, правового значения не имеют.
Ссылки общества на пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73, согласно которого даже при отсутствии индивидуализации вещи в договоре аренды его условия сторонами исполнялись, стороны не вправе оспаривать договор ссылаясь на его незаключенность или недействительность, не имеет правового значения.
Применительно к спорному случаю отношения между обществом и Управлением Росреестра по Самарской области носят публичный характер, Управление Росреестра по Самарской области не является стороной договора, в связи с чем правовая оценка, представленных на государственную регистрацию документов, осуществляется государственным органом в пределах компетенции установленной законом и не связана с гражданско-правовыми обязательствами общества вносить плату за фактическое пользование.
При таких обстоятельствах обязанность общества вносить плату за фактическое пользование имуществом не может рассматриваться как безусловное соблюдение норм земельного и кадастрового законодательства при заключении договора аренды, которому давалась правовая оценка Управлением Росреестра по Самарской области.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что общество не представило для регистрации права документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований
Оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу N А55-8913/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
...
В соответствии с правовой позицией, сформированной в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73, которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2015 г. N Ф06-24855/15 по делу N А55-8913/2014