г. Казань |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А65-26954/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 12.01.2015 N 2.4-0-14/000027),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2015 (судья Абдуллаев А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Попов Е.Г.)
по делу N А65-26954/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Ганеева Ильдара Фаридовича, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 29.08.2014 N 2.12-0-13/4766,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ганеев Ильдар Фаридович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) N 2.12-0-13/4766 от 29.08.2014
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки N 2.12-0-13/3969 от 11.07.2014 решением налогового органа N 2.12-0-13/4766 от 29.08.2014 заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 618 руб. 06 коп.
Указанным решением заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 130 618 руб. и начислены пени в сумме 135 руб. 44 коп.
Основанием для доначисления налоговых обязательств послужило применение налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - постановление Кабинета Министров РТ N 1102).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, решением которого от 17.10.2014 N 2.14-0-19/01931дг@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр. На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, применение кадастровой стоимости земельного участка заявителя, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку доначисление земельного налога, исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного постановлением Кабинета Министров РТ N 1102, а именно, из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:250703:16 составила 34 651 800 руб.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:250703:16 должен составить 190 585 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 190 585 руб., а не 321 203 руб., как указывает налоговый орган.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что налоговым органом расчет земельного налога по постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 не оспорен. В судебном заседании суда первой инстанции представитель указал на отсутствие возражений по расчету, поскольку спор возник только в связи с применением постановления Кабинета Министров РТ N 1102.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение инспекции является незаконным и удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по делу N А65-26954/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. N Ф06-24817/15 по делу N А65-26954/2014